Таганрогский институт имени А.П. Чехова


    Расписание

расписание занятий для студентов и преподавателей
Реквизиты для оплаты обучения и стоимость обучения

общественная
приемная

 

контакты

Телефоны факультетов, кафедр и структурных подразделений ТИ имени А.П. Чехова

 

   

Лаборатория «Одаренность. Детство. Развитие»

Буршит Ирина Евгеньевна
Заведующий лабораторией

Буршит Ирина Евгеньевна

аудитория № 213/н
Тел.: 8 918 574 60 33
E-mail: burshit_ie@mail.ru

График работы: в течение учебного года: с сентября по май; недельная нагрузка: в свободное от учебной нагрузки время (методическая, научная работа – в течение недели, работа со студентами в данном семестре – среда, пятница). 

Задача лаборатории

Цели. Создание в условиях сельской дошкольной организации и сельской школы среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, оптимизация условий формирования образовательной среды, ориентированной на научно-исследовательскую деятельность как объективную человеческую ценность.

Задачи:

  1. Формирование развивающей образовательной среды, поддерживающей и развивающей юного исследователя через развитие системы научно-исследовательской работы педагогов.
  2. Создание надпредметной образовательной программы «Развитие». 
  3. Разработка методики подготовки руководителей детских исследовательских и проектно-исследовательских работ. 
  4. Подготовка серии методических пособий «В помощь школьному научному обществу».
  5. Подготовка серии научных статей на актуальные темы развития одаренности у детей в условиях сельских образовательных учреждений.
  6. Разработка программы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  7. Организация взаимодействия с семьями детей по следующим направлениям: просветительскому, диагностическому, диспетчерскому, коррекционно-развивающему.

Основные направления деятельности лаборатории:

  1. Информационно-методическое обеспечение процесса управления развитием одаренных детей.
  2. Обеспечение технологической готовности педагогов к решению проблем по поиску, выявлению и обучению одаренных детей.
  3. Создание условий для развития и самореализации одаренных детей.

Новости о деятельности лаборатории

2019-2020 уч.г.

1. Деловая игра для студентов 3 курса (профили «Начальное образование», «Дошкольное образование») на тему «Умные книжки – умным детишкам» в рамках лаборатории «Одаренность. Детство. Развитие»

3 октября в 12.00 на факультете педагогики и методики дошкольного, начального и дополнительного образования состоялась деловая игра для студентов 3 курса «Умные книжки – умным детишкам».

Модераторами игры выступили доценты кафедры общей педагогики И.Е. Буршит, Л.Г. Интымакова, воспитатель высшей категории МБДОУ д/с № 52 О.Д. Церюта и педагог-психолог этого детского сада Е.А. Зиберт.

Деловая игра была посвящена актуальной проблеме реализации задач речевого развития в группах раннего возраста в рамках ФГОС ДО, влияния детской литературы на развитие малышей.

Студенты узнали об ассоциации «Библиотерапия», активно действующей в нашем городе, поставили ряд этюдов по проблеме «Роль семейного чтения в воспитании любви детей к книге, к чтению», участвовали в дискуссии «Проблемы речевого развития в раннем возрасте». 

2. Телемост «Инновационная деятельность образовательных организаций» в рамках сотрудничества кафедры общей педагогики с НУ «ХристоБотев» (Болгария)

1 октября 2019 года состоялся телемост «Инновационная деятельность образовательных организаций» в рамках сотрудничества кафедры общей педагогики с Начальным училищем «ХристоБотев». С болгарской стороны в мероприятии приняли участие директор школы Иван Пенев, заместитель директора Таня Дачева, педагогический советник Дмитрий Богданов и учителя начальной школы; с российской стороны – преподаватели кафедры общей педагогики: заведующий кафедрой О.А. Кочергина, профессор М.П. Целых, профессор кафедры Л.В. Быкасова, профессор кафедры М.А. Пуйлова, доцент О.Н. Кирюшина, доцент М.Е. Солнышков, доцент И.Е. Буршит, доцент С.Л. Налесная, а также студенты. Кроме того, на встречу были приглашены руководители образовательных организаций, которые являются инновационными и базовыми площадками кафедры.

Болгарские коллеги и руководители наших школ (директор МОБУ СОШ № 38 г. Таганрога Е.А. Монченко и заместитель директора Е.В. Пономаренко; заместитель директора МАОУ СОШ № 10 г. Таганрога С.А.Кравцова; директор МБОУ Новобессергеновская СОШ имени И.Д. Василенко Неклиновского района Т.В. Тишина) рассказали о специфике и традициях своих образовательных организаций. Затем состоялось обсуждение проблем образования в России и Болгарии, многие из которых оказались общими. В итоге все участники поблагодарили друг друга за интересную встречу и определили перспективы сотрудничества. 

3. Педагогическая декада. Круглый стол на кафедре общей педагогики

В рамках педагогической декады 3 октября 2019 года на кафедре общей педагогики состоялось заседание круглого стола на тему «Новая дидактика и «живая» антропология: актуальное смысловое поле психолого-педагогического сопровождения личностного развития ребенка», в котором приняли участие директор Таганрогского института имени А.П. Чехова доктор политических наук, профессор А.Ю. Голобородько, профессор А. В. Шолохов, профессор Т. Д. Скуднова, профессор М. П. Целых, доцент О. А. Холина, доцент Л.Г. Интымакова, доцент С.Ю. Шалова, зав. кафедрой общей педагогики О. А. Кочергина, доцент О. Н. Кирюшина, доцент Н. В. Топилина, доцент И. А. Терских, доцент М. Е. Солнышков, доцент И. Е.Буршит, доцент О. И. Горбаткова, доцент Е. В. Лопаткин. Модератором мероприятия выступила профессоркафедры общей педагогики Лариса Владимировна Быкасова, 

Цель круглого стола: обсуждение актуальных тенденций в современном образовании.

Программа круглого стола включала различные тематические направления: антропологическая перспектива педагогического исследования; визуальная антропология; антропологические подходы к организации работы с молодежью; создание ситуации выбора для обучающихся как условие индивидуализации образовательного процесса; этические регулятивы деятельности субъекта образования XXI в., гражданская и профессиональная идентичность педагогов, ассимиляция субъекта и др.

Докладчики представили актуальное видение обсуждаемых проблем образования и социализации личности. Присутствовавшие коллеги и члены кафедры активно включались в дискуссию, задавая интересовавшие всех педагогов вопросы. 

В принятой резолюции участников круглого стола рекомендовано поддержать и активно пропагандировать передовые антропологические идеи, детерминирующие развитие современного образования;консолидировать исследовательскую работу профессорско-преподавательского состава кафедры общей педагогики Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)».

4. VI Всероссийская научно-практическая конференция учащихся младших классов «Первые шаги в науку»

В Таганрогском институте имени А. П. Чехова (филиале) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» прошла VI Всероссийская научно-практическая конференция учащихся младших классов «Первые шаги в науку». Организаторами конференции выступили кафедра общей педагогики и научно-исследовательская лаборатория «Детство. Одаренность. Развитие» (руководитель – к. пед. н., доцент кафедры общей педагогики И. Е. Буршит).

С приветственными словами к юным участникам, родителям и учителям обратились заместитель Главы Администрации г. Таганрога д. филол. н., профессор Ирина Валериевна Голубева и директор Таганрогского института имени А. П. Чехова д. полит. н., к. филол. н., доцент, депутат Городской Думы Андрей Юрьевич Голобородько.

В рамках конференции проходил конкурс исследовательских работ младших школьников. На первый тур было прислано 258 проектов из 11 регионов России (Ростовской, Волгоградской, Воронежской, Орловской, Мурманской областей, Краснодарского и Ставропольского краев, Ханты-Мансийского округа и др.) по 8 направлениям:

  • Несказочные размышления о сказке;
  • Театр и дети;
  • Война и наша семья;
  • Из истории детских обязанностей;
  • Благотворительные и социально-значимые проекты;
  • Человек и его здоровье;
  • Школа будущего;
  • Очевидное – невероятное.

Во втором туре были представлены 117 исследований. Тематика и области исследования присланных работ обширны: «Аммониты – застывшие свидетели прошлого Земли», «Чудесное свечение, или Северное сияние», «Свобода, а не порабощение? Зашифрованное послание мастера», «Улитковедение. Опыты по зоопсихологии», «Альтернативные источники электроэнергии», «История создания непобедимого Бейблейда» и др.

В поисках нового материала обучающиеся обращались к архивам и воспоминаниям, самостоятельно брали интервью и проводили опросы. Как отметили члены жюри, во многих работах был продемонстрирован высокий уровень научных исследований.

Членами жюри стали: заведующий кафедрой общей педагогики О. А. Кочергина; преподаватели кафедры общей педагогики: к. пед. н., доцент О. Н. Кирюшина, к. пед. н., доцент А. В. Виневская, к. пед. н., доцент М. Е. Солнышков, к. фил. н., доцент Л. Г. Интымакова, к. пед. н., доцент О. И. Горбаткова, к. пед. н., доцент В. Е. Приходько; заведующий кафедрой русского языка, культуры и коррекции речи к. филол. н., доцент В. С. Анохина; к. филол. н., доцент кафедры русского языка, культуры и коррекции речи Е. В. Тарасенко; учителя образовательных организаций Таганрога, Ростова-на-Дону и Неклиновского района; студенты факультета педагогики и методики дошкольного, начального и дополнительного образования.

По результатам защиты исследовательских работ участникам были вручены дипломы победителей и призеров, а также дипломы в различных номинациях. Приятным сюрпризом для младших школьников стали призы для победителей и призеров от директора института А. Ю. Голобородько.

Кроме того, младшие школьники с удовольствием участвовали в творческих мастерских, организованных к. пед. н., доцентом кафедры общей педагогики В. Е. Приходько со студентами второго курса факультета педагогики и методики дошкольного, начального и дополнительного образования. 

Конференция, бесспорно, способствует формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции школьника, который может сказать о себе: «Я знаю, для чего познаю мир, я могу применять свои знания, я умею добывать новые знания и делаю это самостоятельно».

5. Семинары-практикумы«Одарённый ребёнок — особая ценность для общества»

Согласно плану работы лаборатории «Детство. Одаренность. Развитие» с родителями систематически проводятся семинары-практикумы на актуальные темы воспитания, развития и обучения дошкольников и младших школьников. 

Не так давно самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Если же проблема развития одаренности не отвергалась, то полностью ложилась на плечи родителей или отдельных творческих педагогов, которые, основываясь на опыте и интуиции, помогали ребенку раскрыть свое дарование, начиная с дошкольного возраста, то сейчас развитие одаренности ребёнка – это неотъемлемая часть образовательного процесса.

Проблемы одарённости детей дошкольного возраста волнуют и учёных, и родителей, и это не случайно: по последним статистическим данным, примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки, в результате всего лишь 2-5% детского поколения действительно проявляют себя как одарённые.

19 ноября и 20 ноября по запросу родителей старших дошкольников состоялось 2 семинара-практикума на тему: «Одарённый ребёнок – особая ценность для общества».

Семинар-практикум включал 2 блока.

В теоретическом блоке обсуждались следующие вопросы: 

  • Что такое одарённость?
  • Возрастные особенности одарённости.
  • Виды одарённости.
  • Гендерные особенности развития одаренности.

Практический блок включал эвристическую беседу, ряд упражнений («Значение слова», «Психологический душ», др.), а также создание родителями портрета одаренного ребенка (таблица заполнялась по группам).

6. Студенты группы НДО-441 включены в деятельность лаборатории. Они активно действуют в МАОУ СОШ № 10 г. Таганрога. 

В октябре-ноябре деятельность лаборатории в данном образовательном учреждении строилась по нескольким направлениям:

  • Организация и проведение викторин по различным образовательным областям: «Математическая викторина для учащихся 4 классов», Нет, без загадки не прожить", «Ох, уж эти сказки"; эвристических бесед.
  • Участие в организации и проведении школьной конференции «Вторая жизнь вторсырья».

Проведенные викторины, школьная конференция, эвристические беседы позволяют не только поддерживать на высоком уровне мотивацию учения, но и развивать творческое, продуктивное мышление, развивать социальную компетентность младших школьников.

7. Студенты группы НДО-442 включены в деятельность лаборатории. Они активно действуют в МОБУ СОШ № 38 г. Таганрога. 

В октябре-ноябре деятельность лаборатории в данном образовательном учреждении строилась по нескольким направлениям:

  • Подготовка серии развивающих уроков с элементами ТРИЗ, МДО в параллели 3-4 классов. Проведение уроков – 16-20 декабря.– проведение брейн-рингов для младших школьников. Дата проведения: 18 декабря.
  • организация проектной деятельности «Новогодний калейдоскоп». Дата проведения: 25 декабря.

8. Студенты групп НДО-442, НДО-431 включены в деятельность лаборатории на базе двух детских садов в с. А.-Мелентьево и с. Гаевка.

Студентами организуется проект «Город талантов». Данный проект реализуется с 16 по 20 декабря.


План мероприятий лаборатории на 2023-2023 учебный год

План мероприятий лаборатории на 2023-2024 учебный год

План мероприятий лаборатории на 2024-2025 учебный год

Положение о Лаборатории «Детство. Одаренность. Развитие»

О Лаборатории

Мероприятия

Отчет о работе лаборатории 2022-2023 гг.

Отчет о работе лаборатории 2023-2024 гг.

   

Виртуальная экскурсия по Таганрогскому институту имени А.П. Чехова

Электронная информационно-образовательная среда Подготовительные курсы


Мы в социальных сетях:

Мы в Telegram
СНО
Студенческий Совет
Профком обучающихся
СОЛ "Ивушка"
Профсоюз работников института
Волонтёрский отряд «БлагоТвори»
 
 
лучшие из лучшихвсе лучшие сразу
наша гордость — лучшие студенты