Лаборатория была организована в январе 2014 г. Актуальность открытия лаборатории заключается в следующем: в условиях современных требований к качеству образования, переходу на обновленные стандарты и понимание, что рост благосостояния граждан России невозможен без инвестиций в человеческий капитал, мы считаем необходимым особое внимание уделить выявлению, поддержке и развитию одаренных детей, начиная уже с начальной школы, а по возможности, уже и на этапе дошкольного образования. Членами лаборатории выступают преподаватели кафедры общей педагогики, студенты факультета педагогики и методики дошкольного, начального и дополнительного образования. В своей работе члены лаборатории руководствуются следующими целями: создание в условиях образовательной организации среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, оптимизация условий формирования образовательной среды, ориентированной на научно-исследовательскую деятельность как объективную человеческую ценность. Основные направления деятельности - Информационно-методическое обеспечение процесса управления развитием одаренных детей
Задачи
|
Содержание деятельности
|
1. Создать эффективную и
постоянно действующую систему выявления одаренных детей в ОУ
|
1. Создание банка данных об
одаренных детях
2. Организация работы преподавателей
ТИ, студентов, педагога-психолога ОУ, педагогов ОУ с одаренными детьми
Изучение способностей и
возможностей педагогов управлять процессом развития одаренных детей
Подбор диагностического
материала для изучения способностей детей
|
2. Осуществлять
информационное обеспечение процесса развития
одаренных детей
|
1. Составление картотеки
статей по проблеме одаренности
2. Подбор и накопление
литературы по проблеме
3. Организация
информационных выставок по проблеме
|
3. Осуществлять
методическое обеспечение процесса развития одаренности
|
1. Разработка практических
рекомендаций по составлению программ индивидуального развития одаренных детей
2. Подбор учебных программ
для углубленного изучения предметов
3. Создание
комплексно-целевых программ по организации системной деятельности в работе с
одаренными детьми
4. Формирование банка ППО
по работе с одаренными детьми
|
- Обеспечение технологической готовности педагогов к решению проблем по поиску, выявлению и обучению одаренных детей
Задачи
|
Содержание деятельности
|
1. Способствовать повышению
научно-теоретических знаний педагогов и руководителей ОУ по работе с
одаренными детьми
|
1. Организация работы
семинара для учителей, работающих с одаренными детьми:
Понятие одаренности в
педагогике и психологии
Специфика работы с
одаренными детьми
Формы и методы работы
Особенности содержания
учебных программ для одаренных детей
2.Организация
семинаров для руководителей МО:
-контроль
за организацией познавательной деятельности одаренных учащихся
-
Роль семьи в выявлении и развитии одаренных детей
|
2. Способствовать
углублению и расширению знаний педагогов в области преподаваемых предметов
|
1. Организация курсовой
подготовки и переподготовки
2. проведение практических
семинаров для педагогов на заседаниях МО
3. Проведение межпредметных
МО для учителей
|
3. Пропагандировать и
распространять ППО по работе с одаренными детьми
|
1. Организация работы
творческих групп
2. Научно- практические
конференции
3. Изучение обобщение и
распространение ППО
4. Публикация теоретических
и практических материалов в научных журналах
|
- Создание условий для развития и самореализации одаренных детей
Задачи
|
Содержание работы
|
1. Cпособствовать получению дополнительного образования
одаренными детьми
|
1. Организация работы через
факультативы, кружки, участие в проектах, олимпиадах, конкурсах вВ ОУ и вне
его.
2. Подготовка информации о
различного рода мероприятий для одаренных детей в районе и области
|
2. Обеспечить условия для
самореализации интеллектуальных и творческих способностей учащихся и
воспитанников ДОО
|
1. Максимальная реализация
в проведении предметных олимпиад
2. Проведение научно-
практических конференций
3. Приобщение талантливых
детей к самостоятельной интеллектуальной деятельности через научные общества
|
|
1.
Изучение ориентации
одаренных детей на будущую профессию
2.
Организация
индивидуальной работы с одаренными детьми
3.
Сбор информации
о распределении учащихся выпускных
классов
|
- Осуществление контроля за процессом развития одаренных детей
Задачи
|
Содержание работы
|
1. Способствовать
организации системно-деятельностного подхода в работе с одаренными учащимися
и воспитанниками ДОО
|
1. Изучение, анализ,
обсуждение программы по работе с
одаренными детьми
2. Организация тематической
проверки
«Система работы с
одаренными детьми»
|
2. Осуществлять контроль за
качеством учебно-методического обеспечения
|
1. Экспертиза программ
элективных курсов и профильных курсов
2. Изучение программ
учителей по работе с одаренными детьми
|
3. Изучение состояния
работы с одаренными детьми
|
1. С целью повышения
качества образовательного процесса, совершенствования форм и методов в работе
с одаренными детьми проводить
- тематические проверки «Формирование
продуктивного мышления».
|
- Обеспечение преемственно-перспективных связей в работе с одаренными детьми
Задачи
|
Содержание работы
|
1. Обеспечить
преемственность в работе с одаренными детьми между дошкольным образованием, начальной
школой и средним звеном обучения
|
1. С целью раннего
выявления одаренных детей провести
обследование детей за год до поступления
в школу, а также обследование детей, поступающих в школу, на предмет
готовности к школе.
2. Проводить совместные
заседания МО учителей начальных классов и средней школы
|
|