Расписание расписание занятий для студентов и преподавателей Реквизиты для оплаты обучения и стоимость обучения общественная
|
Кафедра русского языка и литературы Адрес: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Инициативная, 46 (ауд. 211)
Контакты: тел. (8634) 60-13-03
История кафедры
Своими корнями кафедра русского языка и литературы неразрывно связана с двумя филологическими кафедрами (русского языка и литературы) Таганрогского государственного педагогического института, созданного в Таганроге в 1955 году. Несколько позднее, в 1978 году, была создана кафедра общего языкознания, которую возглавил доктор филологических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации профессор Пётр Вениаминович Чесноков. На трех филологических кафедрах вуза в разное время трудились блестящие учёные с широким научным диапазоном, лингвисты и литературоведы: Л.Д. Чеснокова, И.Ф. Волков (позднее – декан филологического факультета МГУ), М.П. Громов, Л.П. Кременцов, В.И. Харчевников, М.Д. Бочаров, В.В. Миргородская, Л.Л. Дроботова, И.А. и З.А. Агейкины, Н.И. Бадаева, Л.Г. Барлас, Т.В. Лыкова, Ж.А. Сергеева, Ю.Г. Недоречко, Г.И. Тамарли, О.Л. Рюмина, Н.П. Чмыхова и многие другие. Кафедра русского языка и литературы в настоящем её виде образовалась 1 сентября 2016 года путем слияния кафедры русского и иностранных языков и кафедры литературы. Возглавил кафедру Андрей Георгиевич Нарушевич - кандидат филологических наук, доцент, известный учёный-методист. С марта 2023 г. заведующим кафедры русского языка и литературы стала кандидат филологических наук, доцент Татьяна Мараленовна Субботина – как и большинство преподавателей кафедры, выпускница факультета русского языка и литературы. Основной целью кафедры русского и языка и литературы является осуществление непрерывного филологического образования на всех уровнях обучения. Студентам предлагаются аутентичные материалы, отражающие особенности развития современного русского литературного языка, различных филологических практик, что способствует развитию профессиональных навыков, отражающих уровень развития науки по специальности обучающегося, формированию лингвистических, коммуникативных и профессионально-ориентированных компетенций. Сотрудниками кафедры разработаны рабочие программы по циклу филологических дисциплин. Преподаватели кафедры руководят научно-исследовательской, учебно-ознакомительной и производственной (педагогической) практиками студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» (профили «Русский язык» и «Литература», «Русский язык и Иностранный язык (английский)»). На кафедре успешно реализуются две магистерские программы: «Языковое образование. Русский язык» и «Литературное образование». При кафедре открыт Научно-просветительский центр изучения русского языка и литературы имени А.П. Чехова, объединяющий все направления учебно-образовательной, научно-исследовательской, методической и культурно-просветительской деятельности филологов института. В настоящее время руководство Центром осуществляет доцент кафедры О.А. Яковлева. Кафедра тесно взаимодействует с городскими образовательными и социальными учреждениями: школами, колледжами, музеями, библиотеками. Развивается международное сотрудничество: с филологами Венгрии (проект «Генетические и типологические связи русской и венгерской литератур XIX-XX вв.»), Казахстана (проект «Нургалиевские чтения. Научное сообщество молодых учёных ХХI столетия»), Белоруссии, Киргизии и ряда других стран. Состав кафедры - 21 человек, из них: штатных преподавателей — 10 человек, представителей работодателя – 4 человека, внутренние и внешние совместители – 6 человек. В настоящее время на кафедре работают 3 доктора филологических наук, 11 доцентов. Основными направлениями научной деятельности кафедры являются следующие: 1. Языковые единицы в формальном и семантико-прагматическом аспектах. 2. Лингвометодические основы изучения русского языка в вузе и школе. 3. Языковое своеобразие творческого метода писателя. 4. Технология лингвистической подготовки студентов гуманитарных факультетов педвузов. 5. Реализация личностного потенциала студентов в предметной области «язык-культура-коммуникация» на основе обновления содержания языкового образования. 6. Изучение творчества А. П. Чехова. 7. Исследование русской классики (литературного процесса, поэтических практик русского модернизма, поэтики драматургии, мифопоэтики). 8. Русская литература ХХ и ХХI вв.: смыслы, контексты, язык. Члены кафедры принимают активное участие в региональных, всероссийских и международных научных конференциях. Ежегодно на базе кафедры русского языка и литературы в сотрудничестве с Таганрогским государственным литературным и историко-архитектурным музеем-заповедником проводится Международная научная конференция, посвященной изучению творчества А.П. Чехова (Молодежные Чеховские чтения в Таганроге), заложена традиция проведения Всероссийской мемориальные конференции, посвящённой осмыслению научного наследия выдающихся таганрогских филологов-юбиляров: П.В. Чеснокова, М.Д. Бочарова, Л. Д. Чесноковой и др. Преподаватели и сотрудники кафедры – соорганизаторы и участники регионального форума «Литература и память: донские писатели о Великой Отечественной войне», проводимой совместно с Раздорским этнографическим музеем-заповедником. Кафедра ведёт активную просветительскую работу: ежегодно проводятся олимпиады по русскому языку и литературе для школьников г. Таганрога и Ростовской области, Всероссийский творческий конкурс «Здравствуйте, г-н Чехов!», выпускается интерактивная надверная газета «PROлитературу», проводятся литературные флешмобы, конкурсы и викторины. При кафедре создан киноклуб «Кино для людей» (руководитель- доктор филологических наук, профессор кафедры С.Н.Зотов).
Преподаватели
Сфера актуальных научных интересов:
Руководитель и исполнитель грантов:
Научное руководство аспирантами (защищено 14 кандидатских диссертаций, готовятся к защите 3). Член авторского коллектива проекта «Российская академия наук, Российская академия образования, издательство "Просвещение" - российской школе», в том числе автор (в соавторстве с А.Г. Нарушевичем) серии учебных пособий «Русский язык. Готовимся к ГИА. Тесты. Творческие работы. Проекты» (5,6,7,8,9 кл.), «Русский язык. Тетрадь-тренажер» (10, 11 кл.) (издательство «Просвещение»). Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2010, 2014 гг. (Фонд развития отечественного образования, г. Сочи). Лауреат Всероссийского конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере -2014» (Вятский гос. гуманитарный университет).Призер Всероссийского конкурса «Лучшая молодежная научная статья-2016» (Научно-методический электронный журнал «Концепт»).
Букаренко Светлана Григорьевна доктор филологических наук, профессор
Светлана Григорьевна Букаренко, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы. Работает на кафедре с 1969 г. Окончила факультет русского языка и литературы ТГПИ и аспирантуру при Московском областном педагогическом институте им. Н. К. Крупской с последующей защитой кандидатской диссертации «Двусоставные именные предложения, соотносительные с непредикативными глагольными словосочетаниями». В 1981 г. присвоено звание доцента. В 2009 г. Защитила докторскую диссертацию. В 2010 г. Букаренко С.Г. была присуждена ученая степень доктора филологических наук. Работала заместителем декана факультета русского языка и литературы; в течение 10 лет совмещала работу на кафедре с работой в Областном педагогическом лицее в качестве учителя русского языка; работала в технической школе; в качестве председателя предметной комиссии участвовала в разработке методики перехода на новую систему оценки знаний абитуриентов. Была помощником руководителя группы на летних курсах в Польше и Чехословакии. С 1996 по 2003 гг. являлась членом диссертационного Совета ТГПИ по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Подготовленные под ее руководством две студенческие работы на Всероссийском конкурсе были награждены грамотой и дипломом Минвуза РСФСР.
Основные направления научно-исследовательской деятельности — синтаксис простого предложения и лингвометодические основы изучения русского языка в вузе и школе. Опубликовала более 90 научных и научно-методических работ, в том числе и в центральных издательствах. Награждена Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации. Руководитель грантов: 2012-2014 гг. — руководитель НИР «Русские предикативные ассоциативные сочетания (словарь)» (РГНФ). 2015-2017 гг. — руководитель НИР «Имплицитная сторона механизма сочетаемости как фиксация связей русской языковой картины мира (ассоциативный качественно-количественный аспект)» (РГНФ) Доклад на съезде преподавателей русского языка в Южном федеральном округе 20-22 ноября 2019 года «Использование схем на уроках русского языка». Повышение квалификации: «Первая доврачебная помощь в условиях общеобразовательной организации» в объёме 16 академических часов с 03 февраля 2020 г. по 05 февраля 2020 г. Удостоверение 610400010876. У/461. Дата выдачи 06.02.2020 г.; Дата выдачи 06.02.2020 г.; «Современные подходы к организации работы с лицами, имеющими ОВЗ, в условиях реализации ФГОС» в объёме 18 академических часов с 01.06.20 г. по 08.06.20 г.; 10-876-4776.
Зотов Сергей Николаевич доктор филологических наук, профессор
Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы. Окончил Ростовский государственный университет в 1978 г. по специальности «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы». В 1988 году окончил аспирантуру в Московском государственном педагогическом университете. Работал учителем русского языка и литературы в средней школе, с 1980 года преподает теорию и историю русской литературы в Таганрогском институте имени А.П. Чехова. Специализация, профессиональные навыки — русская литература первой половины ХХ века, русская литература XIX в., теоретические вопросы литературоведения, философия литературы. Область научных интересов - русская классика и литературный процесс в ХХ веке, поэтическая практика русского модернизма, а также творчество М.Ю. Лермонтова, проблема художественного пространства, игровое начало в литературе. В ноябре 2007 года награждён Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской федерации. Наиболее значимые публикации
Выступление с докладами на научных конференциях:
Субботина Татьяна Марленовна кандидат филологических наук, доцент
В 1983 году с отличием окончила факультет русского языка и литературы Таганрогского государственного педагогического института. Была направлена по распределению в сельскую школу в качестве учителя русского языка и литературы и заместителя директора по воспитательной работе. С 1991 года работает на кафедре литературы (русского языка и литературы) Таганрогского пединститута. На протяжении десяти лет наряду с преподаванием в вузе вела уроки литературы в гуманитарных классах Областного педагогического лицея. В 1997 году защитила кандидатскую диссертацию под руководством д.фил.н., проф. П.В. Чеснокова на тему: «Предикативность и модальность неполных предложений в современном русском языке». В 2003 г. Т.М. Субботиной было присвоено учёное звание доцента. Свою работу на кафедре литературы ТГПИ начала как преподаватель различных курсов цикла «История зарубежной литературы». С 2001 года преподаёт дисциплины предметного модуля «История русской литературы ХХ века». Преподаваемые дисциплины: 1. Зарубежная литература ХVII-XVIII вв. 2. Зарубежная литература (для нефилологических специальностей). 3. Шедевры мировой литературы. 4. Русская литература конца XIX – начала ХХ веков. 5. Русская литература ХХ века. 6. Русская проза начала ХХ века с реалистической доминантой. 7. Философская и психологическая проза 1930-50-х гг. Круг научных интересов: творчество А.П. Чехова, русская литература ХХ века, проблема литературной традиции, мифопоэтика современной литературы, сравнительно-сопоставительное литературоведение. Автор более 60 научных работ. С 2010 г. - декан факультета повышения квалификации, после реорганизации факультета в 2015 г. – директор Центра повышения квалификации Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)». Разработчик и исполнитель программ профессиональной переподготовки «Русский язык и литература», «Методика преподавания русского языка как иностранного», «Воспитатель ДОО», «Вожатый» и др., а также программ повышения квалификации для педагогов-словесников, в т.ч.: «Проблемы интеграции школьного курса литературы и ОДНКНР», «Методология и практика работы учителя-предметника в аспекте ФГОС» и др. В 2021 г. прошла профессиональную переподготовку по программе «Преподавание русского языка как иностранного» с присвоением квалификации «Преподаватель русского языка как иностранного» (г. Волгоград). Награждена Почетными грамотами и Благодарственными письмами, в том числе: · Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации за многолетнюю плодотворную работу и значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов; · Благодарственное письмо Законодательного Собрания Ростовской области (2020 г.); · Почетная грамота Городской Думы г. Таганрога (2023 г.); · Благодарность ректора ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» Е.Н. Макаренко (2023 г.); · Памятные нагрудные знаки РГЭУ (РИНХ): «Ветеран труда РГЭУ (РИНХ)», «Заслуженный сотрудник университета», «Медаль им. Авдея Ильича Гозулова» и др.
Голобородько Ирина Эдуардовна E-mail: cpk-tgpi@mail.ru Квалификационная категория: высшаяСтаж работы: общий 20 лет, в сфере деятельности 20 лет
Член территориальной экзаменационной комиссии по организации и проведению ОГЭ 2015 г., 2016 г. Член государственной экзаменационной комиссии по организации и проведению ЕГЭ 2017 г., 2019 г. Опыт работы Учитель (преподаватель) русского языка и литературы 1998 г. – 2008г. Покровская средняя школа №3; 2008 г. – 2010г. ГОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения» (РГУПС) подготовительный факультет; 2011 г. – 2014 г. руководитель районного методического объединения «Одарённые дети». 2015 г. – 2016 г. – руководитель районного методического объединения учителей русского языка и литературы. 2010 г. – 2020г. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ Сухо-Сарматская СОШ С сентября 2020 года начала работу на кафедре русского языка и литературы Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» Особые профессиональные интересы: личностно-ориентированное обучение, технологии для обучения детей с ОВЗ. Специфика преподавания русского языка как неродного. Создание и внедрение в учебный процесс спецкурсов по русской литературе ХХ века «Век бурь и потрясений», по русскому языку «Язык есть исповедь народа. Орфоэпия. Лексика. Синтаксис» 2020г. – Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» Преподаваемые дисциплины:
Награждена:
Ваганов Алексей Васильевич кандидат филологических наук, доцент
Окончил филологический факультет Ростовского государственного университета в 1988 году. Затем окончил аспирантуру при том же университете. После окончания аспирантуры работал на кафедре русского языка РГУ.С 1993 года работал на кафедре общего языкознания ТГПИ, с 2012 – на кафедре русского языка, с 2016 – на кафедре русского языка и литературы Таганрогского института имени А.П. Чехова. Преподаваемые дисциплины:
Круг научных интересов: экспрессивная стилистика, язык художественной литературы. В 1992 году защитил в РГУ кандидатскую диссертацию «Сравнения в художественных произведениях М.А.Шолохова». Опубликовал учебное пособие «Вопросы стилистики и культуры речи в школьном курсе русского языка и литературы». Звание доцента получил в 2000 году. Опубликована монография «Сравнения с имплицитным компонентом в русском языке». Опубликовано более 60 работ. Награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ. Наиболее значимые публикации 1. Ваганов А.В. Вопросы стилистики и культуры речи в школьном курсе русского языка и литературы. Учебное пособие для студентов-филологов и учителей-словесников. – Таганрог: Издательство Таганрогского государственного педагогического института, 2000. – 104 с. 2. Ваганов А.В. Сравнения с имплицитным компонентом в современном русском языке: Монография. – Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ ЮФУ, 2010. – 208 с. 3. Ваганов А.В. Градационно-компаративный комплекс как явление структуры текста // Научная мысль Кавказа. – 2013. - № 3. – С. 114 – 117. 4. Ваганов А.В. Взаимодействие градационных и компаративных отношений в языке повести Ф.М. Достоевского «Записки из подполья» // Современная наука. Актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». – 2019. – № 7. – С. 106 – 109. 5. Историзмы, связанные с концептом «Древняя Русь», в языке произведений А.П. Чехова//Вопросы гуманитарных наук. –2023. – № 3 (126). – С. 55 – 59. 6. Латинские слова и фразеологизмы как компонент речи повествователя в произведениях Д.Н. Мамина-Сибиряка// Современное педагогическое образование. –2023. –№ 3.– С. 209 – 214.
Ким Наталья Михайловна кандидат филологических наук, доцент
В вузе работает с 1991 г. В 1990 г. окончила с отличием факультет русского языка и литературы ТГПИ. По окончании института работала учителем русского языка и литературы в средней школе № 11 г. Таганрога. В 1995 г. окончила аспирантуру ТГПИ с последующей защитой кандидатской диссертации «Изменения определенно-порядковых значений числительных в современном русском языке». В 2003г. получила звание доцента. С 2008 года совмещает работу преподавателя кафедры и учителя русского языка МАОУ лицея № 4 (ТМОЛ) г. Таганрога, имеет высшую квалификационную категорию. Область научных интересов: языковые единицы в когнитивном, коммуникативно-семантическом, прагматическом, а также семантико-стилистическом аспектах, лингвометодические основы изучения русского языка в вузе и школе. Опубликовано около 40 научных и учебно-методических работ. Наиболее значимые публикации 1. Ким Н.М. Фонетические средства выразительности в текстах разных стилей//«Нургалиевские чтения-ХIII: научное сообщество молодых ученых ХХI столетия. Филологические науки»: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (14-15 марта 2024 г., г. Астана). Т.1/Астана, «Мастер ПО», 2024. - С.215-220. 2. V.Mirgorodskaya,N. Kim, A. Narushevich Methods for constructing anattribute of an extensively finite predicative, semantically fuzzy set//The International Scientific and Practical Conference “Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences” (CILDIAH-2019)Volgograd, Russia, April 23-28, 2019 3. N. Kim, A. Narushevich. Linguistic Means of Evaluation of Quantity in Texts Containing Numerical Lexemes (Web of Science) Печ. The International Scientific and Practical Conference “Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences” (CILDIAH-2018) https://doi.org/10.1051/shsconf/20185001115 4. Наталья Ким: Языковые средства репрезентации категории обобщенности в тексте повести А.П.Чехова «Три года» // «Славика», Институт славистики Дебреценского университета, 2021.-С.107-116. https://ojs.lib.unideb.hu/slavica 5. Ким Н.М. Имя собственное в повести А.П.Чехова «Три года» как семантически емкий компонент //Международный научный конгресс «Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве» (6–10 декабря 2021 года). Сборник материалов. В 3 ч. Ч. III. Направление 4:Русский язык на рынке труда. Направление 5: Русский язык — язык литературы и культуры /М. Н. Русецкая (гл. ред.) ; М. А. Осадчий (отв. ред.). — Москва : Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2021. — С.177-180.
Кондратьева Виктория Викторовна кандидат филологических наук, профессор
В 1995 году с отличием окончила факультет русского языка и литературы Таганрогского государственного педагогического института. По окончании института работала учителем русского языка и литературы в средней школе № 20 г. Таганрога. В 1996 году пришла на кафедру литературы факультета русского языка и литературы ТГПИ. Преподаваемые курсы:
В 2007 году под руководством доктора филологических наук М.Ч. Ларионовой защитила кандидатскую диссертацию «Мифопоэтика пространства в пьесах А.П.Чехова 1890-х — 1900-х гг.». В 2013 году присвоено ученое звание доцента по кафедре литературы. В 2016 году избрана на должность профессора по кафедре. За время работы в вузе опубликовано 32 научных работы, монография в соавторстве с Ларионовой М.Ч. «Художественное пространство в пьесах А.П.Чехова 1890-х — 1900-х гг.: мифопоэтические модели» и учебное пособие по проблемам творчества И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, А.Н. Островского. В.В. Кондратьева являлась руководителем коллективного научного проекта «Историко-культурный и символический облик провинции в творчестве А.П.Чехова», поддержанного в 2014 году РГНФ. В 2020-2024 гг. руководила международным проектом, поддержанным РФФИ (РФФИ и РЯИК) «Генетические и типологические связи русской и венгерской литератур XIX и ХХ вв.» С 2013 г. по 2021 г. Кондратьева Виктория Викторовна руководила «Центром изучения творчества А.П.Чехова» Таганрогского института имени А.П.Чехова, входила в оргкомитет Международных научных конференций («Чеховские чтения в Таганроге» и «Молодежные чеховские чтения в Таганроге»). Являлась главным редактором сборников по материалам конференций. Круг научных интересов: проблема художественного пространства; мифопоэтика; творчество А.П.Чехова, творчество Ф. М. Достоевского. Руководитель и исполнитель грантов: 2016 г. — руководитель НИР «Историко-культурный и символический облик провинции в творчестве А.П.Чехова» (РГНФ) 2020 — руководитель НИР – Российско-венгерский грант «Генетические и типологические связи венгерской и русской литератур XIX –ХХI вв.», поддержан РФФИ и РЯИК. В 2009 году В.В. Кондратьевой были вынесены две благодарности ректора с занесением в личное дело. В 2010 году получила Благодарственное письмо от председателя Городской Думы г.Таганрога за педагогическое мастерство и большой вклад в подготовку специалистов. В 2011 году — Благодарственное письмо от мэра г.Таганрога за активное участие при подготовке в проведении 5-го Международного Чеховского книжного фестиваля в г.Таганроге. В 2015 году — Благодарственное письмо Министерства образования и науки Ростовской области. Наиболее значимые публикации 1. Off-stage space in A.P. Chekhov’s plays, Inskrypcje – 2019. – № 1 (12). – с. 23-31. (Польша) 2. Личная библиотека А.П. Чехова в Таганроге /Новый филологический вестник. 2019. №4(51). С. 456-458.(WebofScience) 3. Модель мира в повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»/ Slavica (AnnalesInstitutiSlaviciUniversitatisDebreceniensis) (Венгрия). – 2020 – XLIX. С. 34-41.
В 1998 г. окончила с отличием факультет русского языка и литературы Таганрогского государственного педагогического института, в 2001 г. – аспирантуру при ТГПИ. Под руководством д-ра филол. наук, проф. Л.Д. Чесноковой и д-ра филол. наук, проф. Л.А. Беловольской защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук «Лексико-грамматический повтор как средство выражения категорий количества и степени (на материале современного русского языка)». Работала преподавателем на кафедре литературы Таганрогского педагогического института в 2007-2011 гг. В должности доцента работает на кафедре русского языка и литературы ТИ имени А.П. Чехова с 2019 г. Преподаваемые дисциплины: · Русская литература XVIII века; · Нормы современного русского литературного языка; · Средства выразительности русского языка; · Морфология; · Трудные случаи морфологического анализа; · Основы теории коммуникации; · Русский язык в профессиональной сфере; · Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков. Область научных интересов: эстетические закономерности развития русской литературы XVIII века, нормативный аспект современного русского литературного языка, функционально-коммуникативный аспект языковых единиц художественного текста. С 2021 г. руководит Научно-просветительским центром изучения русского языка и литературы имени А.П.Чехова Таганрогского института имени А.П.Чехова.Входит в организационный комитет Международной научной конференции «Молодежные Чеховские чтения в Таганроге»и редакционную коллегию сборника материалов конференции. Является руководителем студенческого научного кружка «Словесник».
Смоличева Софья Владимировна кандидат филологических наук, доцент
С 1981 по 1985 г. училась в ТГПИ на факультете русского языка и литературы. С 1989-2002 гг. работала на кафедре в должности ассистента. С 2002-2008 гг. − старший преподаватель кафедры литературы ТГПИ. С 2008 г. −доцент кафедры литературы. В 2007 году защищена кандидатская диссертация «Поэтика стилизации и пародирования в драматургии В.В. Набокова». Преподаваемые дисциплины:
С 2010 по 2014 годы являлась заместителем декана факультета русского языка и литературы по учебной работе. Круг научных интересов: поэтика драматургии В.В. Набокова, коммуникативные аспекты поэтики драмы. Является автором более 30 научных и учебно-методических работ. В 2009 году награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ за многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов. Наиболее значимые публикации 1. Смоличева С. В. Проблемы профессиональной адаптации молодых учителей-филологов в условиях современной школы [Текст] / С. В. Смоличева // Михайлычев Е.А. и др. Профессиональная подготовка педагога современное состояние и перспективы развития: монография / под ред. О.А. Кочергиной. – М.: Перо, 2020. – 144 с. 2. Смоличева, С. В. Семенова, А. А. Гардероб героев пьесы В.В. Набокова «Человек из СССР» [Текст] / С. В. Смоличева, А. А. Семенова // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Общетеоретические и отраслевые проблемы науки и пути их решения»: сборник статей Международной научно-практической конференции (6 декабря 2019 г., г. Калуга). Стерлитамак: АМИ, 2019. С. 133-137. 3. Смоличева, С. В. Актуальные проблемы преподавания филологических дисциплин в школе и вузе в контексте реализации федеральных образовательных стандартов [Текст] / С. В. Смоличева // Сборник научных статей по материалам Съезда преподавателей русского языка в Южном федеральном округе (20 – 22 ноября 2019 г.) / под ред. А.Г. Нарушевича. – Таганрог: изд-во О.И. Волошина, 2019 – 517 c. С. 387-391. 4. Семенова, А. А., Смоличева, С. В. Гардероб героев пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» на уроках литературы [Текст] / С. В. Смоличева, А. А. Семенова // Сборник научных статей по материалам Съезда преподавателей русского языка в Южном федеральном округе (20 – 22 ноября 2019 г.) / под ред. А.Г. Нарушевича. – Таганрог: изд-во О.И. Волошина, 2019 – 517 c. С. 369-374. 5. Смоличева, С. В. Преподавание зарубежной литературы в вузе: актуализационный аспект [Текст] / С. В. Смоличева // Труды 17-й Международной научно-практической конференции «Преподаватель высшей школы в ХХI веке». Сборник 17. – Ростов н/Д: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2020. – 462 c. С. 125-130. 6. Смоличева С. В., Семенова А. А. Костюм как средство театрализации в зеркале ремарок пьесы В.В. Набокова «Человек из СССР» [Текст] / С. В. Смоличева, А. А. Семенова // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – Таганрог, 2020. № 1. 345 с. С. 236-240.
Стародубцева Зинаида Григорьевна кандидат филологических наук, доцент
С отличием окончила факультет русского языка и литературы ТГПИ в 1984 году. После окончания института 5,5 лет работала учителем русского языка и литературы в Мариновской сельской школе. На факультете русского языка и литературы работает с 1990 года. В 1997 году защитила кандидатскую диссертацию «Синтаксическое поле антиследствия в современном русском языке» под руководством доктора филологических наук, профессора П. В. Чеснокова. Область научных интересов: своеобразие формирования комического, основывающегося на принципе антиследствия; исследование творчества В.М. Шукшина как мастера рассказа. Опубликовано 72 научно-методические работы, в том числе 3 учебных пособия (одно в соавторстве) и более 20 разделов в коллективных монографиях. Принимает активное участие в Международных, Всероссийских и региональных научных конференциях (например «Наука о языке и Человек в науке», «В орбите А. П. Чехова: духовно-нравственный аспект» и т.д.). Постоянно участвует в культурной жизни факультета, института, г. Таганрога (участие в организации и проведении Дней славянской письменности и культуры, совместные занятия студентов с Центром электронных ресурсов и Библиографическим отделом ЦГБ им. А. П. Чехова, литературно-музыкальные композиции, встречи с таганрогскими издателями и писателями «Приношение любимому писателю» (к юбилею А. П. Чехова) и т. д.) Регулярно повышает квалификацию. Наиболее значимые публикации 1. Статья "Своеобразие синтаксического поля антиследствия в современном русском языке" (Стародубцева З.Г., Интымакова Л.Г., Дудникова Е.Е.) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. № 12 (78)2017. Часть 2. Тамбов: Грамота, 2017. С. 147-150. 2. Статья «Социальное развитие человека в единстве социализации и индивидуализации» (Стародубцева З.Г., Интымакова Л.Г., Дудникова Е.Е.) // Dynamics of the development of world science: abstracts of VI International Scientific and Practical Conference. February 19-21, 2020. Vancouver, Canada. 3. Статья «Художественная деталь и проблема формирования комического эффекта в произведении» (Стародубцева З.Г.) // Лучший исследовательский проект – 2020: сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса 19 марта 2020 г. – Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2020: Диплом I степени в номинации «Филологические науки». 4. Статья «Антиследствие и проблема формирования комического в художественном произведении» (Стародубцева З.Г., Интымакова Л.Г.) // ResearchInnovation 2020: сборник статей II Международного научно-исследовательского конкурса (10 мая 2020г.) – Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2020.: Диплом II степени в номинации «Филологические науки» 5. Статья «Изреченная мудрость» и современная социокультурная реальность» (Стародубцева З.Г., Интымакова Л.Г.) // Человек и общество (философия, вера, духовность): XXI век: материалы международной научной (заочной) конференции, 28 апреля 2020г./под общ. ред. проф. Н.С.Катуниной – Выпуск 68. – Воронеж: ВГПУ; М.: Наука: информ, 2020.:
Являясь магистром педагогики, с сентября 2018 года начала работу на кафедре русского языка и литературы Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» в качестве почасовика. С начала учебного 2019 г. продолжила работу в должности ассистента кафедры. С сентября 2020 года переведена на должность преподавателя кафедры. С сентября 2022 года переведена на должность старшего преподавателя кафедры. В 2024 году окончила с отличием аспирантуру при Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ) по направлению подготовки 45.06.01 «Языкознание и Литературоведение». Профиль «Русский язык». Опубликовано более 30 работ. Студенты под ее руководством занимают призовые места на международных, всероссийских конкурсах научных работ, стартап-проектов. Проводит литературные вечера, конкурсы, вечера-посвящения и др. Является куратором учебной группы факультета истории и филологии. Преподаваемые дисциплины:
Награждена: · Благодарственное письмо Международного университета «SILKWAY» за проведение и участие в научно-методологическом семинаре. Казахстан,2021. · Благодарственное письмо администрации Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ).2021. · Благодарственное письмо администрации университета «MIRAS» за участие в научно-методологическом семинаре. Казахстан. 2021. · Благодарственное письмо администрации МБУК ЦБС г. Таганрога за плодотворное сотрудничество в воспитании студентов и активное участие в мероприятиях, проводимых в библиотеке. 2021, 2023. · Медаль «Лучший педагог -2023» Содружества независимых государств, диплом I степени за участие в Международном конкурсе среди научно-педагогических работников. Астана. Научные интересы: изучение изобразительно-выразительных языковых средств в творчестве современных писателей, лингвистики дискурса. Повышение квалификации · В период с 20 сентября по 24 сентября 2010 г. повышение квалификации в Государственном институте русского языка им.А.С. Пушкина по специальности «Методика преподавания русского языка как иностранного» в объеме 38 часов. Москва.
Наиболее значимые публикации Статьи в рецензируемых научных изданиях из списка ВАК 1.Ковальская И.А. Местоимения как средства языковой выразительности в прозе Р. Сенчина: функционально-семантический аспект// Вестник Пятигорского государственного университета. 2021. Вып.2. С.17-21. 2. Ковальская И.А. Функции разговорных элементов в художественном диалоге (на материале произведений Р. Сенчина)// Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2022. Вып. 1 (57). С.43-58. 3.Ковальская И.А. Особенности функционирования имен числительных в документальной прозе Р.Сенчина// Вестник Удмуртского университета. 2022. Вып.2. Т.32. С.393-399. 4. Ковальская И.А. Лексема «часы» как средство изобразительности в произведениях Р.Сенчина// Верхневолжский филологический вестник: научный журнал. 2022. № 4 (31). С.78-85. 5. Ковальская И.А. Изобразительно-выразительные функции соматизма «глаза» в современной прозе Р. Сенчина// Вестник Тверского государственного Университета. 2023. Вып. №3 (78). С.169-175.
В 2019 г. окончил Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) «РГЭУ (РИНХ)» по программе бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки: Русский язык и Литература). С 2019 по 2022 г. продолжал обучение в Таганрогском институте им. А.П. Чехова (филиале) «РГЭУ (РИНХ)» по магистерской программе 44.04.01 «Историческое образование». С 2020 г. работает учителем русского языка и литературы в МОБУ лицее №7 г. Таганрога. Член территориальной экзаменационной комиссии по организации и проведению ОГЭ 2022 г., 2023 г. С 2022 г. является ассистентом кафедры русского языка литературы. В 2024 г. - один из научных консультантов XVI Международной научной конференции «Молодежные Чеховские чтения в Таганроге». Принял участие во II региональной научно-практической конференции «Изучение и сохранение исторических некрополей» на базе Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) «РГЭУ (РИНХ)» (секретариат). Принял участие в работе школы межпредметного интегрированного погружения в педпрофессию «Дельфин». Входит в команду организаторов и является членом жюри студенческих научных конференций и предметных олимпиад для школьников. Выступление с докладами:
Преподаваемые курсы: · Средства выразительности в современном русском языке · Практикум по орфографии и пунктуации · Теория языка · Стилистика · Методика и практика анализа языковых единиц в вузе и школе · Служебные части речи в вузе и школе · История русского литературного языка · Латинский язык · Словообразование. Лексикология. Фразеология · Трудные случаи словообразовательного анализа · Русская диалектология · Лингвистика текста · Лингвометодический анализ школьных УМК по русскому языку · Филологический анализ текста · Технология подготовки и проведения ЕГЭ по русскому языку · Методы и приемы анализа художественного текста Круг научных интересов: нормативный аспект современного русского литературного языка, медиалингвистика, методика преподавания русского языка в школе и вузе. Наиболее значимые публикации: 1. Холокост на территории Ростовской области во время Великой Отечественной войны// Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. История и политология. C. 250-255, №1/ 2020 2. Отражение Холокоста в произведениях литературы. Международный научный журнал «Молодой ученый» №21 (416), май 2022 г. (стр. 234-236) 3. Порядковые числительные с точки зрения влияния их на сочетаемость // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки.C. 61-71,№1/ 2024. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка: Профессиональная переподготовка «Методика преподавания русского языка как иностранного»ЦПК Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО "РГЭУ (РИНХ)", г. Таганрог. Удостоверение:612410613550. Дата выдачи: 30.06.2021 г. «Цифровая образовательная среда» (в объеме 36 ч.)Удостоверение:611200762755. Дата выдачи: 02.10.2020 г.; «Реализация требований ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя" (в объеме 36 ч) Удостоверение 15000126473. Дата выдачи: 12.05.2022 г.; «Обновленный ФГОС: развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы» (в объеме 72 ч.) Удостоверение: 611201273218. Дата выдачи: 21.04.2023 г.
|
Электронная информационно-образовательная среда Подготовительные курсы
Мы в социальных сетях:
|
|
|