Расписание расписание занятий для студентов и преподавателей Реквизиты для оплаты обучения и стоимость обучения общественная
|
Кафедра русского языка, культуры и коррекции речи Адрес: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Инициативная, 50 (ауд. 200, 206)
Преподаваемые дисциплины: Русский язык и культура речи, Техника речи, Логопсихология, Дошкольная дефектология.Наименование направления подготовки и (или) специальности: «Воспитатель, методист по воспитательной работе»; «Учитель истории и обществоведения»; «Преподаватель русского языка и литературы»; «Психология», «Специальное (дефектологическое) образование».Данные о получении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:
В 1998 году окончила Таганрогский государственный педагогический институт; имеет диплом о профессиональной переподготовке по специальности «Психология» с правом ведения профессиональной деятельности в данной сфере; диплом о профессиональной переподготовке по программе «Преподаватель русского языка и литературы»; диплом о профессиональной переподготовке по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». В 2009 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 10.02.01 – русский язык. 11 июня 2021 года приказом № 585/нк Министерства науки и высшего образования В. С. Анохиной присвоено ученое звание доцента по научной специальности «Русский язык». Является членом Ученого совета ТИ имени А. П. Чехова; имеет 41 научную публикацию, 3 монографии, 5 учебных пособий, 1 Scopus, 1 WoS. В 2019 и в 2020 гг. получила дипломы лауреата Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2018 и 2019 годов. В настоящее время активно занимается общественной деятельностью; ведет научную деятельность, посвященную изучению проблем устной и письменной речи взрослых и детей, межличностной и массовой коммуникации; преподает дисциплины филологического и психологического циклов; руководит проектом «Логопедическая школа выходного дня “Речеград”»; с 2018 года является городским координатором ежегодной образовательной акции «Тотальный диктант» в Таганроге.
Профессиональная и публичная деятельность В.С. Анохиной отмечена благодарственными письмами Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства образования Ростовской области, Администрации г. Таганрога, ректората ФГБОУО ВО «РГЭУ (РИНХ)» и др. образовательных организаций. Список основных публикаций:
История кафедры История кафедры русского языка, культуры и коррекции речи Кафедра русского языка, культуры и коррекции речи была создана в 2010 году путем объединения двух кафедр – русского языка и методики начального обучения и русского языка и культуры речи (на основании решения Ученого совета ГОУВПО «ТГПИ» от 23.06.2010г.) в связи со смертью профессора Г. Г. Инфантовой, заведовавшей кафедрой русского языка и методики начального обучения с 1978 года. История кафедры русского языка и методики начального обучения Кафедра русского языка и методики начального обучения была создана в 1958 году. С 1978 года кафедрой русского языка и методики начального обучения бессменно руководила профессор Г. Г. Инфантова, создавшая научную школу по изучению устной речи детей и взрослых.
Виднейший специалист в области устной спонтанной речи, доктор филологических наук, профессор. В 1952 году окончила филологический факультет Ростовского-на-Дону государственного университета, в 1963 году защитила кандидатскую, а в 1976 – докторскую диссертацию. В 1977 году Галина Геннадиевна получила звание профессора. Под руководством профессора Г. Г. Инфантовой были написаны и защищены 26 кандидатских диссертаций и одна докторская диссертация. Однако результативность научно-педагогического труда – это не только ученики. Это еще и более сотни опубликованных (в том числе и за рубежом) научных работ, это и высокий коэффициент цитируемости; учебники и пособия, по которым занимаются не одно десятилетие студенты вузов (многие книги изданы огромными тиражами в Москве); это и сотни отзывов и рецензий, неизменно глубоких, оригинальных, предельно требовательных и всегда доброжелательных; это включение фамилии профессора Галины Геннадиевны Инфантовой в Лингвистический энциклопедический словарь и в Кембриджский интернациональный биографический справочник, наконец, это школа по изучению устной речи и – беспрецедентный – центр по изучению детской речи. Круг научных интересов Галины Геннадиевны был необычайно широк. Начав с изучения несобственно-прямой речи, Галина Геннадиевна одной из первых в отечественной лингвистике взялась за разработку проблем русской спонтанной разговорной речи, изучив одну их ведущих, организующих эту сферу речи тенденций – тенденцию к экономии сегментных средств. Монография Г.Г. Инфантовой «Очерки по синтаксису русской разговорной речи» (Ростов-на-Дону, 1973) хорошо знакома всем «разговорникам» (и не только им) как одна из первых книг по этой проблеме. По устной речи она читала лекции преподавателям кафедры русистики Карлова университета в Праге и провела спецкурс для преподавателей кафедры русского языка Московского открытого государственного педагогического университета им. М. А. Шолохова. Разнообразие научных интересов профессора Г. Г. Инфантовой в последние годы было объединено когнитивной осью «язык и среда»: это и известные всем понятия и единицы лексики и грамматики в лингвокогнитивном аспекте, и типы речевых культур, и речевые портреты, и совершенно новые явления и тенденции современной русской речи. Результаты более чем полувековой научной деятельности Галины Геннадиевны были представлены в её монографии «Язык. Речь. Личность», изданной в 2008 году. Галина Геннадиевна была награждена медалью «За доблестный труд», значком «Отличник народного просвещения»; постановлением Президиума РАН в 2001 году ей присуждена Государственная научная стипендия, а в 2008 году Галина Геннадиевна была награждена высшей национальной наградой в сфере образования – медалью имени А.С.Макаренко. История кафедры русского языка и культуры речи Кафедра русского языка и культуры речи была создана в 2000 году. Первым заведующим кафедрой была доктор филологических наук профессор Л.В. Лисоченко. С 2003 года кафедрой стала заведовать кандидат филологических наук доцент Н.А. Сенина.
В 1978 году с отличием окончила факультет русского языка и литературы ТГПИ. С этого же года начала работать на кафедре русского языка и методики начального обучения факультета педагогики и методики начального образования преподавателем-почасовиком, а затем ассистентом кафедры. С этого момента по настоящее время вся профессиональная деятельность Н. А. Сениной связана с Таганрогским институтом имени А. П. Чехова. В 1990 году успешно защитила в диссертационном совете РГУ кандидатскую диссертацию на тему «Конструкции с вынесением в современной русской разговорной речи» (была первой ученицей профессора Г. Г. Инфантовой, защитившей под ее руководством кандидатскую диссертацию). С 2003 г. стала руководить кафедрой русского языка и культуры речи, а с 2010 г. – кафедрой русского языка, культуры и коррекции речи, на которой были объединены две кафедры – русского языка и культуры речи и русского языка и методики начального обучения. В настоящее время работает в должности профессора кафедры, занимается проблемами нормы устной речи и ее кодификации. Ею опубликовано около ста тридцати печатных работ. Имеет очень широкий филологический кругозор. Преподает русский язык, руководит подготовкой выпускных квалификационных работ. Имеет благодарности и поощрения за подготовку будущих учителей: награждена грамотами Главы администрации г. Таганрога, Министерства образования Ростовской области и Министерства образования Российской Федерации, является Почетным работником образования.Н. А. Сенина – заведующий отделом русского языка и литературы издательства «Легион». Ее учебные пособия по подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку и литературе в 9-х и 11-х классах уже давно стали брендом известного издательства. По книгам, написанным Натальей Аркадьевной и изданным под ее редакцией, занимаются школьники во всех регионах Российской Федерации С 2005 года кафедра русского языка и культуры речи стала выпускающей по специальности «Логопедия». В системе современного дошкольного и школьного образования специальность учитель-логопед оказалась очень востребованной. Научная работа Научные интересы преподавателей кафедры разнообразны. Это изучение языковой личности, описание речевых жанров, исследование экспрессивных синтаксических построений в устной и письменной речи детей и взрослых (доктор филол. наук, доцент И.В. Голубева); номинация в детской речи (канд. филол. наук, доцент А.К.Ваганова); когнитивная лингвистика, лексическая семантика, анализ детской речи, лингвометодика (доктор философских наук, профессор В. Г. Семенова). Все эти темы находят свое отражение в лекционных курсах, научных публикациях и монографиях. Кафедра имеет тесную связь со школами города и педколледжами, поскольку в течение последних тринадцати лет авторский коллектив (члены кафедры С.В.Гармаш, Г.Н.Кобякова, Л.Н.Потураева, Н.А.Гурдаева) под руководством Н.А.Сениной занимаются проблемами государственной итоговой аттестации. При кафедре функционировала научная школа под руководством доктора филологических наук профессора Г. Г. Инфантовой, зарегистрированная в Министерстве образования Российской Федерации. С 1997 по 2002 годы работа велась по теме «Лингвистическое описание устной и письменной речи детей и взрослых в семантико-грамматическом и коммуникативно-прагматическом аспектах». С 2002 года по настоящее время школа работает по теме «Устная и письменная речь в лингвистическом, коммуникативно-прагматическом и лингвокогнитивном аспектах» под руководством профессора И.В.Голубевой. Кафедра трижды получала гранты РГНФ для проведения Всероссийских конференций: «Активные процессы в современном русском языке» (2006 г.), «Текст и контекст: филологический и библиопсихологический анализ (к 150-летию со дня рождения А.П.Чехова)» (2008 г.), «Речь. Речевая деятельность. Текст» (2012 г.), посвященная памяти профессора Г.Г.Инфантовой.
Преподаваемые дисциплины:
Русский язык, Русский язык и культура речи, Русский язык с основами языкознания Наименование направления подготовки и (или) специальности: «Русский язык и литература» Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:
В 1998 году защитила кандидатскую диссертацию «Пресуппозиционная обусловленность сложных предложений с причинно-следственным значением в современном русском языке», имеет более 100 опубликованных работ; в настоящее время занимается изучением проблем лингвометодического обеспечения дисциплины «Русский язык и культура речи» в вузе и школе, участвует в разработках тестов для начальной и средней школы. Входит в авторский коллектив многих пособий по русскому языку для учащихся школ (в том числе и пособий для ОГЭ и ЕГЭ). Работает на кафедре с момента ее основания. Многие годы была заместителем декана факультета по воспитательной, а затем по учебной работе. С 2010 года является деканом факультета педагогики и методики дошкольного, начального и дополнительного образования. Награждена Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации. Список основных публикаций:
Преподаваемые дисциплины: Русский язык. Наименование направления подготовки и (или) специальности: «Русский язык и литература»; «Государственное и муниципальное управление». Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:
Сфера актуальных научных интересов:
Руководитель и исполнитель грантов:
Научное руководство аспирантами (защищено 15 кандидатских диссертаций, готовятся к защите 3). Руководство магистерской программой «Педагогической образование. Русский язык». Член авторского коллектива проекта «Российская академия наук, Российская академия образования, издательство "Просвещение" - российской школе», в том числе автор (в соавторстве с А.Г. Нарушевичем) серии учебных пособий «Русский язык. Готовимся к ГИА. Тесты. Творческие работы. Проекты» (5,6,7,8,9 кл.), «Русский язык. Тетрадь-тренажер» (10, 11 кл.) (издательство «Просвещение»). Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2010, 2014 гг. (Фонд развития отечественного образования, г. Сочи). Лауреат Всероссийского конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере -2014» (Вятский гос. гуманитарный университет).Призер Всероссийского конкурса «Лучшая молодежная научная статья-2016» (Научно-методический электронный журнал «Концепт»).
Преподаваемые дисциплины: Детская литература, Литературное образование дошкольников, Развитие просодии при различных нарушениях речи, Русский язык, Русский язык и культура речи, Русский язык и культура речи в профессиональной деятельности юриста, Теория литературы и практика читательской деятельности. Наименование направления подготовки и (или) специальности: «Русский язык и литература». Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:
В 1993 г. с отличием окончила факультет русского языка и литературы. В 1999 году получила ученую степень кандидата филологических наук. С 2008 года работает на кафедре в должности доцента. Имеет научные и учебно-методические публикации. В настоящее время занимается проблемой исследования современной русской терминологии, представляющей собой совокупность специальных наименований различных областей науки и техники, функционирующих в сфере профессионального общения, проблемой восприятия дошкольниками и младшими школьниками произведений художественной литературы. Является соавтором учебно-методических пособий по русскому языку для школьников. Имеет 39 публикаций. Из них 10 научных статей, рекомендованных ВАК Читает следующие курсы: детская литература, литературное образование дошкольников, литература с основами литературоведения, культура речи, развитие просодии при различных нарушениях речи.
Н. А. Гурдаева прошла повышение квалификации «Совершенствование методической компетентности учителей русского языка и литературы с учетом требований ФГОС»; «Психолого-педагогическая подготовка преподавателя высшей школы»; «Информационно-коммуникативные технологии в работе преподавателя». Список основных публикаций
Наименование направления подготовки и (или) специальности:Логопедия» Преподаваемые дисциплины: Логопедическая работа с заикающимися, Психопатология, Нейропсихология, Ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, Специфика работы с детьми, имеющими сенсорные нарушения. В 2000 г. Гусаров С.В. окончил специалитет Таганрогского государственного радиотехнического университета по специальности «Инженерное дело в медико-биологической практике» с присвоением квалификации «Инженер». В 2013 г. Гусаров С.В. окончил специалитет ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» по специальности «Логопедия», с присвоением квалификации «Учитель-логопед». В 2017 г. окончил очную аспирантуру по направлению 44.06.01 – Образование и педагогические науки, направленность – Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) дефектологического факультета Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». В 2018 г. защитил диссертацию «Коррекция заикания у взрослых с использованием технических средств в условиях актуального речевого общения» по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (логопедия). (Диссертационный совет Д 212.154.26, созданный на базе ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (Министерство образования и науки Российской Федерации). Преподает дисциплину «Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками», а также другие дисциплины логопедического цикла.
В период совместной практической работы с известным в России и за рубежом логопедом, профессором кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета Рау Еленой Юрьевной, Гусаров С.В. существенно дополнил Методику коммуникативной ритмотерапии, основателем которой является Елена Юрьевна. Основные положения этой методики легли в основу кандидатской диссертации С.В. Гусарова. В настоящее время на кафедре русского языка, культуры и коррекции речи регулярно проводятся занятия в малых группах, направленные на устранение заикания у детей по уникальной методике Е.Ю. Рау и С.В. Гусарова. Список основных публикаций
Окончила Московский государственный открытый педагогический университет им. М. А. Шолохова, дефектологический факультет по специальности «Олигофренопедагогика» с дополнительной специальностью Логопедия, в том же университете получила второе высшее образование по специальности «Специальный психолог», позволяющее работать с детьми, имеющими нарушения слуха, речи и зрения. Проходила курсы обучения в Институте коррекционной педагогики РАО, получила сертификат по специализации «Диагностика и коррекция развития детей раннего возраста», «Инновационные технологии в коррекционно-развивающем обучении и воспитании детей раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии». В 2008 году заняла 3-е место в конкурсе «Учитель года» в номинации «Дошкольник года». Имеет благодарности и поощрения за высокий профессионализм, творческую активность: награждена благодарственными письмами и почетными грамотами Главы администрации и начальника Управления образования г. Таганрога, Министерства образования Ростовской области и Министерства просвещения Российской Федерации. В 2020 году авторская «Программа профилактики нарушений звукопроизношения «Речецветик» получила Диплом I степени Международной гуманитарной академии на VII Всероссийской Ярмарке социально-педагогических инноваций. В 2021 году технология «Разработка индивидуального маршрута сопровождения ребенка в условиях психолого-педагогического консилиума ДОУ» получила Диплом II степени на VIII Всероссийской Ярмарке социально-педагогических инноваций. В настоящее время занимается специализациями «Детский церебральный паралич», «Дефектология», «Дети с задержкой психического развития». Преподает логопедию и другие дисциплины логопедического цикла. Список основных публикаций
Преподаваемые дисциплины: Введение в логопедическую специальность, Коррекционно-логопедическая работа воспитателя с дошкольниками, Логопедическая ритмика, Логопедия, Нетрадиционные формы работы учителя-логопеда, Онтогенез речевой деятельности, Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, Семейное воспитание детей с нарушениями речи. Наименование направления подготовки и (или) специальности: ТГПИ, 1993 г., «Русский язык и литература»; ФГОУ ВПО «ЮФУ», 2007 г., «Логопедия». Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:
В 1993 году окончила факультет русского языка и литературы Таганрогского государственного педагогического института. В 1999 г. под руководством Г.Г. Инфантовой защитила кандидатскую диссертацию на тему «Категория качества в речи детей». Совмещает работу в школе МОБУ СОШ № 10 с работой в институте. В 2007 году Галина Николаевна окончила с отличием Ростовский государственный педагогический университет по специальности учитель-логопед. В настоящее время ведет ряд логопедических дисциплин. Является автором пособий по подготовке к ОГЭ в средней школе. Г.Н.Кобякова награждена дипломом мэра г. Таганрога «За вклад в развитие образования и культуры города Таганрога», Благодарственным письмом Законодательного Собрания Ростовской области. Является соавтором методических пособий для школьников под ред. Н.А.Сениной. Список основных публикаций Соавтор методических пособий по русскому языку «Подготовка к ГИА-2018. 9 класс», «ВПР. Русский язык. 5 класс. Повторяем и тренируемся».
Преподаваемые дисциплины: Логопедия, Логопедические практикумы, Логопедические технологии, Обучение грамоте детей с речевыми нарушениями. Наименование направления подготовки и (или) специальности: ТГПИ, 1992 г., «Педагогика и методика начального обучения»; ГОУ МГПУ, 1999 г., «Логопедия», специализация «Специальная психология» ; МСГИ, 1999 г., «Логопедия», специализация «Специальная психология». Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:
В 1992 году окончила ТГПИ по специальности «Педагогика и методика начального обучения». В 1999 году окончила с отличием Московский городской педагогический университет по специальности «Логопедия» со специализацией «Специальная психология». В 2007 году защитила кандидатскую диссертацию по педагогике на тему: «Психолого-педагогическая помощь детям раннего возраста с нарушениями развития в условиях дошкольного образовательного учреждения». В настоящее время занимается проблемами формирования инклюзивной культуры и организацией психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ. Является руководителем Логопедической лаборатории ТИ имени А.П. Чехова и занимается организацией научно-исследовательской деятельности студентов профиля «Логопедия» на базе школы выходного дня «Речеград». Направления научной деятельности: вопросы логопедической помощи обучающимся с расстройствами речи, проблемы психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и формирования инклюзивной культуры. Имеет благодарности и поощрения за высокий профессионализм, новаторство и талант: награждена благодарственными письмами и почетными грамотами Главы администрации и начальника Управления образования г.Таганрога, Министерства образования Ростовской области и Министерства образования Российской Федерации. Является победителем областного конкурса «Лучший педагогический работник дошкольного образования Ростовской области». Имеет более 70 научно-методических работ, в том числе 4 учебно-методических пособия, 6 публикаций из перечня ВАК. Результаты своей научно-практической деятельности неоднократно представляла в докладах на российских и международных научно-практических конференциях. Имеет диплом лауреата Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2019 года за учебное пособие «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования». Список основных публикаций
Преподаваемые дисциплины:Ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, Русский язык, Русский язык и культура речи. Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:
В 2005 году с отличием окончила факультет педагогики и методики начального образования Таганрогского государственного педагогического института. В 2012 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Речевой жанр извинения в речи детей младшего школьного возраста» под руководством профессора И.В. Голубевой. Область научных интересов:
Публиковалась в научных сборниках «Вестник «ВолГУ», «Известия РГПУ им. А. И. Герцена», «Вестник ПГЛУ», «Языковая личность. Речевые жанры. Текст» и др. Имеет более 20 публикаций (из них – 2 монографии, глава в коллективной монографии, 16 научных статей в том числе 4 в журналах, рекомендуемых ВАК). Список основных публикаций
Преподаваемые дисциплины: Введение в логопедическую специальность, Методика обучения литературе, Методика обучения русскому языку, Методика обучения русскому языку и литературе, Методика развития речи дошкольников. Наименование направления подготовки и (или) специальности: ТГПИ, 1997 г., «Педагогика и методика начального образования»; ТГПИ, 2008 г., «Логопедия». Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:
В 2006 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Простое предложение в речи младших школьников» под руководством Г. Г. Инфантовой. В 2008 году Любовь Николаевна получила вторую специальность – учитель-логопед. Работает на кафедре с момента ее основания. В настоящее время совмещает преподавательскую деятельность в институте с работой в МОБУ лицей №33 с углубленным изучением информатики в должности учителя высшей категории начальных классов. Является автором более 20 пособий для начальной школы. Систематически проводит вебинары издательства «Легион». За последнее время были выпущены следующие работы: «Организация логопедической образовательной среды для родителей детей с нарушениями речи», «Ведущие синтаксические концепты простого предложения в речи младших школьников как составляющие языковой картины мира», «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования», «Русский язык. ВПР. 4 класс. 10 тренировочных вариантов», «Русский язык. 1 класс. Ступеньки к ВПР. Тематический тренинг: учебное пособие». В 2009 году Любовь Николаевна была награждена почетной грамотой Министерства общего и профессионального образования Ростовской области за многолетний плодотворный труд. В 2011 году за многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов награждена Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации. В 2020 году получила нагрудный знак «Почётный работник воспитания и просвещения Российской Федерации». Список основных публикаций:
Преподаваемые дисциплины: Активные процессы в современной грамматике, Актуальные вопросы технологии формирования коммуникативных и языковых компетенций, Актуальные проблемы преподавания русского языка в современной начальной школе, Методика обучения русскому языку и литературе, Теория и технология развития речи детей, Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте. Наименование направления подготовки и (или) специальности: ТГПИ, 1995 г., «Педагогика и методика начального обучения»; ТГПИ, 1999 г. «Филология». Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке: «Инновационные и цифровые технологии в образовании», 72 ч., 2024, Санкт-Петербург
В 1991 году с золотой медалью окончила школу № 6 г. Таганрога и поступила в ТГПИ на факультет педагогики и методики начального образования, который окончила с отличием в 1995 году. В 1999 году с отличием окончила факультет русского языка и литературы ТГПИ по специальности «филология». В 2019 году прошла профессиональную переподготовку на базе высшего образования в ЦПК Таганрогского института имени А.П. Чехова по программе «Английский язык», получив диплом, предоставляющий право на ведение профессиональной деятельности в сфере образования и педагогики. Еще будучи студенткой (1994 год), В.Г. Семенова начала работать учителем начальных классов в своей родной школе. Ее воспитанники участвовали в различных конкурсах городского и областного значения, на них они не раз занимали призовые места. С 1997 года работает на кафедре русского языка, культуры и коррекции речи факультета педагогики и методики дошкольного, начального и дополнительного образования. В 1999 году поступила в аспирантуру ТГПИ по специальности 10.02.01 – русский язык. За отличную учебу была поощрена стипендией мэра. В 2002 году защитила кандидатскую диссертацию. В 2008 году присвоено ученое звание доцента. В 2009 году защитила докторскую диссертацию (г. Москва). В 2013 году подготовила одного кандидата философских наук. В 2019 году вошла в число Федеральных экспертов научно-технической сферы. Член редакционной коллегии журнала «Глобальные проблемы современности» (ВАК). Главный научный сотрудник Научного центра «Библиотека информационно-образовательного ресурса» (г. Москва). Руководитель студенческого научного лингвистического кружка «Язык мой – друг мой» на факультете ПиМДНиДО. В.Г. Семенова ведет активную научную деятельность. Результаты своих научных исследований неоднократно представляла в докладах на авторитетных международных и российских конференциях (МГУ им. М.В. Ломоносова, ИФ РАН, МПГУ, МГПУ, СПбГУ, ЮФУ, АПК и ППРО и др.). Имеет благодарственное письмо от директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ за помощь в организации и проведении Всероссийского конкурса сочинений. Награждена грамотой за доклад на XV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» в МГУ им. М.В. Ломоносова. Победитель Всероссийского конкурса «Золотые Имена Высшей Школы» 2020 года. Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2012, 2019 и 2020 гг. В 2020 году стала победителем (I место) Международного научно-исследовательского конкурса «ФИЛОЛОГ ГОДА – 2019» в номинации «Филологические науки в целом» и победителем (II место) в номинации «Креативное научное мышление». Победитель (I место) II Международного научно-методического конкурса "Педагогическое призвание", 2020. Победитель (I место) Международного конкурса электронных учебно-методических изданий преподавателей образовательных организаций, проводимого по инициативе проекта Interclover.ru, 2020. В 2019-2020 гг. под руководством В.Г. Семеновой студенты стали победителями Международных конкурсов Professional Stars – 2019, University Stars – 2020, "Педагогическое призвание", 2020 и др. В 2019 году заняла I место в Международном конкурсе педагогического мастерства «Идеи образования – 2018» и II место в Международном конкурсе «Лучшие научные тезисы – 2019» в номинации «Научный подход года». В 2018 году заняла II место в Международном конкурсе научно-исследовательских проектов преподавателей вузов и ссузов, проводимом по инициативе проекта «Interclover.ru». В 2010-2011гг. работала по гранту РГНФ «Типы междисциплинарности в эпистемологии и науках» (ИФ РАН) (в качестве исполнителя). В 2009-2010 гг. работала по гранту Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» Минобрнауки России (научный руководитель – д-р филос. наук, профессор В.В. Попов).
В.Г. Семенова имеет 130 научных и научно-методических работ, в том числе четыре монографии, 8 учебных и учебно-методических пособий, более 40 публикаций в журналах из перечня, утвержденного ВАК, и семь публикаций в международных базах цитирования Scopus и Web of Science. Список основных публикаций:
Преподаваемые дисциплины: Русский язык с основами языкознания, Коммуникативные компетенции в онтогенезе, Коммуникативные компетенции дошкольников в онтогенезе, Обучение и воспитание детей с нарушениями речи, Русский язык и культура речи, Теория и технология развития речи детей, Методика формирования связной речи. Наименование направления подготовки и (или) специальности: ТГПИ, 2001 г., «Педагогика и методика начального образования» Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:
В 2001 году окончила факультет педагогики и методики начального образования Таганрогского государственного педагогического института. В 2005 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 10.02.01 – русский язык под руководством профессора И.В. Голубевой. В 2014 году стала руководителем и исполнителем гранта РГНФ. конкурс молодых ученых по теме «Проведениевсероссийской молодежной конференции «Языковая личность. Речевые жанры. Текст»». Имеет 57 научно-методических работ, в том числе 2 монографии, 3 учебно-методических пособия, 1 статья в журнале Web of Science, 22 публикации в журналах из перечня ВАК РФ. В настоящее время ведет работу над докторской диссертацией. Сфера научных интересов: языковая картина мира, когнитивный синтаксис детской речи. Список основных публикаций
Профессиональная деятельность Е.В. Тарасенко отмечена благодарственными письмами Администрации г. Таганрога, ректората ФГБОУО ВО «РГЭУ (РИНХ)» и другими образовательными организациями.
Преподаваемые дисциплины: Речь и культура общения младших школьников, Русская орфография и пунктуация, Русский язык и культура речи, Русский язык, руководит курсовыми и выпускными квалификационными работами. Наименование направления подготовки и (или) специальности: «Русский язык и литература». Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:
В 2005 году окончила факультет русского языка и литературы ГОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт». По окончании института поступила в аспирантуру. В 2009 году успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Коммуникемы современного русского языка в онтолингвистическом аспекте (на материале речи младших школьников)» по специальностям 10.02.19 – теория языка, 10.02.01 – русский язык. 12 октября 2022 года приказом № 1137/нк-2 Министерства науки и высшего образования Российской Федерации О.Н. Филипповой присвоено ученое звание доцента по научной специальности «Русский язык. Языки народов России». Работает начальником отдела организации и сопровождения научной деятельности Таганрогского института имени А.П.Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ). Является членом Ученого совета Таганрогского института имени А.П.Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ), членом Научно-экспертного совета Таганрогского института имени А.П.Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ). В 2023 году вошла в число экспертов РАО. Имеет более 60 публикаций, среди них 18 статей – в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, и 1 статья – в международной базе цитирования Web of Science. В 2020 году награждена дипломом I степени по результатам Международного научно-исследовательского конкурса «MODERN SCIENCE AND TECHNOLOGY» (Петрозаводск, 2020). В 2020 году заняла 1-е место во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Педагогические инновации» (сентябрь, 2020). В 2020 году отмечена дипломом лауреата по результатам Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2020 года (г. Сочи). В 2021 году заняла 1-е место во II Всероссийском (с международным участием) конкурсе для работников образовательных учреждений «Педагогический поиск», который проходил на базе ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина» (г. Бийск, 2021). В 2023 году подготовила проект и выступила на Всероссийском форуме «Сильные идеи для нового времени». Идея автора вошла в ТОП-1000 среди 23 565 идей форума. В 2023 году стала победителем (3 место) Межрегионального инновационного конкурса «Лучший молодой преподаватель Юга России 2023» (г. Ростов-на-Дону, 2023). За различные достижения О.Н. Филиппова имеет награды в виде дипломов, грамот и благодарственных писем, в том числе за успехи в развитии студенческой науки, в частности: благодарность ректора РГЭУ (РИНХ) Е.Н. Макаренко за эффективное выполнение мероприятий гранта в рамках II Конкурса студенческих научных сообществ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (февраль, 2024 г.); благодарственное письмо за содействие в реализации проекта-победителя Всероссийского конкурса молодежных проектов среди образовательных организаций высшего образования в 2023 году «Федеральный акселератор педагогических проектов» Армавирского государственного педагогического университета (2023 г.); благодарность ООО «Центр Мир» за организацию и проведение Акселератора образовательных, социально-педагогических и творческих проектов (май, 2024 г.). Сфера научных интересов: проблемы речевого манипулирования, специфики функционирования коммуникем, фразеологии русского языка, а также использования инновационных методов обучения в образовательном процессе. Список основных публикаций:
Практика Ни для кого не секрет, что педагогическая практика студентов в процессе вузовского образования представляет собой одну из важных и значимых ступеней становления Учителя. Это в полной мере относится и к студентам, которые овладевают специальностью учителя-логопеда. Составной частью профессиональной подготовки учителя-логопеда является практическое освоение всех элементов педагогической деятельности, в том числе в детском саду. В настоящее время отечественная система логопедической помощи детям в рамках образовательных учреждений имеет несколько подструктур: логопедический пункт в школе, группы комбинированного или компенсирующего вида в детских садах, группы кратковременного пребывания. Организация практики студентов нашего института предусматривает посещение этих групп, что способствует отработке профессионально-педагогических и научно-исследовательских умений, а также формированию личностных качеств учителя-логопеда. Данный вид практики является активным и предполагает выполнение функций учителя-логопеда дошкольного учреждения на протяжении всего рабочего дня. Изначально студенты посещают и анализируют занятия логопеда-куратора, а в дальнейшем самостоятельно проводят логопедическое обследование дошкольников с нарушениями речи, планируют индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, оказывают консультативную помощь воспитателям и родителям, участвуют в работе педагогического совета дошкольного учреждения. Педагогическая практика в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи проводится на 3-м курсе. К этому времени студенты усваивают материал психолого-педагогических и медицинских дисциплин, изучают большинство речевых дефектов и методики коррекционной работы по их устранению. Поэтому логопедическая практика в детском саду позволяет студентам закрепить, расширить и конкретизировать полученные в процессе обучения теоретические знания. Студенты профиля «Логопедия» с 3-го по 4-й курс проходят практику в детских учреждениях: в общеобразовательной школе на логопункте, в детском саду и специальной школе для детей с нарушениями интеллекта. На логопункте в общеобразовательной школе студенты проходят активно-пассивную практику. Квалифицированные логопеды знакомят их с различными видами фронтальной и индивидуальной работы. Практиканты учатся заполнять речевые карты, составляют психолого-педагогическую характеристику детей, ведут занятия и проводят внеклассные мероприятия. В течение всей практики они посещают уроки в классе, где учатся дети-логопаты, беседуют с учителями, психологом, воспитателями группы продленного дня, изучают необходимую документацию, присутствуют на открытых занятиях сокурсников, участвуют в обсуждении проведенных занятий и планировании новых. В основном студенты работают в направлении коррекции письменной речи детей (дислексии, дисграфии). Логопеды отзываются о студентах как о перспективных, интересных, активных людях. Практика дает возможность студентам приобрести необходимые навыки в освоении профессии. На четвертом курсе будущие логопеды приходят в коррекционную школу № 19 г. Таганрога для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии и тяжелыми нарушениями речи. Сплоченный и высокопрофессиональный педагогический коллектив школы во главе с директором Ларисой Александровной Лепшовой и ее заместителем Натальей Ивановной Дмитриевой готовы на 7 недель предоставить все условия для практики: разнообразную и предметно-развивающую среду классов с современным информационно-техническим оборудованием, оснащенные кабинеты, сенсорную комнату, актовый зал, мастерские. Но самое главное и бесценное – показать опыт лучших учителей и логопедов школы. Предстоящая практика в школе – всегда интересно, тревожно и волнительно. Учителя будут присматриваться к студентам и оценивать их с высоты профессионального опыта. Дети настороженным и пытливым взглядом будут изучать практикантов с собственных позиций: добры ли они, внимательны ли, подарят ли они интересные уроки и занятия, будет ли с молодыми учителями весело и приятно. А сами студенты? Несмотря на теоретическую и методическую подкованность, каждый из них думает о том, насколько полно овладеет он методикой обучения русскому языку и развития речи учащихся, насколько успешны будут логопедические занятия, удастся ли вызвать интерес детей на уроке и желание заниматься речевыми упражнениями, хватит ли сил и психологических умений, чтобы организовать класс. Методисты практики – преподаватели института – главное внимание уделяют тому, чтобы в процессе активного обучения будущие логопеды не только освоили профессиональные умения и навыки, но и проявили направленный интерес, творчество и готовность использовать новейшие разработки и эффективные методы, накопленные отечественной логопедией и психологией. За время практики студенты готовят конспекты уроков, разрабатывают необходимый дидактический материал, проводят интересные уроки. Организуя логопедическое обследование, выявляют детей с наиболее сложными речевыми расстройствами, организуют с ними индивидуальные и групповые логопедические занятия. Практиканты изучают опыт лучших учителей школы, знакомятся с детьми, познают в общении особенности их интеллекта, речи, характера. Они увлеченно апробируют психодиагностические методы (наблюдение, тестовые задания, рисунки «Моя семья», «Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее животное» и др.), организуют социально-психологическое изучение учащихся, их семей, класса в целом. Практика совпадает с замечательным праздником – Днем учителя. Студенты активно участвуют в праздничных концертах, щедро делятся своими талантами: читают стихи, поют, разыгрывают театрализованные сценки. Позже они организуют увлекательные внеклассные мероприятия с детьми: праздник «Осень к нам пришла», викторины, дидактические игры «Живое–неживое», «Дары осени», экскурсии для знакомства с правилами дорожного движения. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАФЕДРЫ В 2018 г. на кафедре стартовал проект «Логопедическая школа выходного дня “Речеград”», который вырос в общественную организацию. Организация зарегистрирована в ЕГРЮЛ 25 сентября 2019 г. (№ 1196196039148). ТГОО «Речеград» существует на площадке Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» на базе кафедры русского языка, культуры и коррекции речи. МИССИЯ И ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ Актуальность программы состоит в увеличении количества детей с нарушениями познавательного и речевого развития и недостаточном количестве учреждений, предоставляющих бесплатные услуги коррекционных специалистов. Организация является долгосрочным проектом, направленным на коррекционно-логопедическое и психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями в развитии и их родителей (законных представителей), формирование психологической, логопедической и дефектологической компетенции у родителей детей с ОВЗ, а также повышение компетентности специалистов, занимающихся решением указанных проблем (учителей, логопедов, воспитателей, психологов и др.); пропаганду знаний в области специального дефектологического образования среди населения; формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ. Информация об опыте реализации деятельности ТГОО «РЕЧЕГРАД» распространяется через социальные группы в сети Интернет:
Для реализации проекта привлекаются волонтеры из числа преподавателей Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ) и студентов, обучающиеся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль «Логопедия»), а также специалисты образовательных учреждений г. Таганрога. Волонтеры ТГОО «РЕЧЕГРАД» – студенты и выпускники профиля «Логопедия» имеют успешный опыт подготовки и продвижения стартап-проектов, продуктами которых являются диски с обучающими программами для дошкольников, учебно-методические комплекты по коррекции и развитию речи и др. УЧРЕДИТЕЛИ И ПОЧЕТНЫЕ ВОЛОНТЕРЫ
Статистика речевых нарушений неизменно фиксирует рост речевых патологий, особенно в последнее время. В условиях усложнения современных школьных программ детям, имеющим речевые нарушения, учиться в начальной школе очень непросто. Многие родители даже и не подозревают о серьезности проблемы, считая, что их ребенок допускает на письме много ошибок потому, что просто не знает правил орфографии. Поэтому цель нашей школы – оказание диагностико-консультационной логопедической помощи детям, имеющим нарушения в развитии, в том числе речевые, а также их родителям или законным представителям. Работа школы направлена не только на коррекцию речевых нарушений детей, но и на развитие всех психических процессов, связной речи, коммуникативных навыков учащихся. – В нашей программе мы задействуем ВСЕХ: студентов, преподавателей, родителей, воспитателей, узких специалистов. У нас в «Речеграде» мы стараемся создавать такие условия, которые помогают детям быть свободными и счастливыми, а значит и здоровыми. Невозможно взять малыша и, занимаясь только с ним, повлиять на него. Развиваемся и учимся мы вместе с нашими детьми – учимся поддерживать друг друга и показывать пример, сотрудничать и договариваться, хвалить и благодарить, радоваться и грустить. Именно такую атмосферу и окружение мы создаем для тех, кто к нам приходит. И мы знаем, что вместе мы многое сможем! Вместе – это вот как:
«Школа заботливых родителей» – наш «конёк». – Нужны ли родителям подобные встречи? Обычно мы учимся в школах и институтах читать, делить, умножать, другим навыкам профессиональной деятельности. А самой главной профессии – быть родителем – нас никто нигде не обучает. Предполагается, что и так все понятно. Поэтому каждый из нас воспитывает ребенка и играет с ним так же, как и наши родители это делали с нами. А делали они это по образцу и опыту их родителей. Время сильно изменилось, дети стали другие по разным причинам, не будем в них углубляться. А способы контакта и взаимодействия такие же, как и много лет назад. Родители детей с логопедическими проблемами сталкиваются с дополнительными трудностями в общении со своими детьми. Именно поэтому наша программа достаточно актуальна и даже необходима. Во всяком случае, так говорят те, кто побывал на наших тренингах и семинарах. Адрес организации: Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Инициативная, 50, ауд. 206. Тел. (8634) 60-12-65. |
Электронная информационно-образовательная среда Подготовительные курсы
Мы в социальных сетях:
|
|
|