Таганрогский государственный педагогический институт
                   
   


общественная
приемная

 

контакты

Телефоны факультетов, кафедр и структурных подразделений ТИ имени А.П. Чехова

 

   

Кафедра естествознания и безопасности жизнедеятельности

Адрес: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Инициативная, 50 (ауд. 103, 104)
Контакты: тел. (8634) 60-13-02

Зав. кафедрой
Подберезный Владимир Васильевич
доктор ветеринарных наук, кандидат педагогических наук, профессор
Аудитория 103

Выпускаемые направления подготовки (бакалавриат)

  • Направление 44.03.01 "Педагогическое образование"
    Профили подготовки бакалавров
    • профиль 44.03.01.01 "Безопасность жизнедеятельности";
    • профили 44.03.05.32 "Физическая культура" и "Безопасность жизнедеятельности"
    • профиль 44.03.01.08 "Начальное образование"
    • профиль 44.03.01.03 "Дошкольное образование"
    • профили 44.03.05.25 "Начальное образование" и "Дошкольное образование"
    • профили 44.03.05.28 "Дошкольное образование" и "Музыка"
    • профили 44.03.05.30 "Дошкольное образование" и "Изобразительное искусство"
  • Направление 44.03.03 "Специальное (дефектологическое) образование"
    • профиль 44.03.03.01 "Логопедия"

В 2017-18 уч. году на базе кафедры естествознания и безопасности жизнедеятельности открывается магистратура заочной формы обучения по профилю «Безопасность жизнедеятельности», направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, срок обучения: 2 года 6 месяцев.

Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу академической магистратуры по данному профилю:

  • Область профессиональной деятельности магистров: образование, социальная сфера, культура.
  • Объекты профессиональной деятельности магистров: обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы.
  • Виды профессиональной деятельности магистров:научно-исследовательская и педагогическая.·
  • В условиях сетевой экономики информационного общества трудоустройство выпускника магистратуры связано с образовательными организациями, а также с организациями различных сфер деятельности, ориентированных на применение сетецентричной политики и технологий изменений для формирования новых моделей безопасности жизнедеятельности.

История кафедры

Кафедра естествознания как самостоятельная структурная существовала с 1990 года. Ранее естественнонаучные дисциплины по специальности «Педагогика и методика начального образования» читались преподавателями секции природоведения, которая входила в состав кафедры методики начального обучения. В 1973-1975 годы секцией руководила кандидат биологических наук, доцент О.Е.Пономарёва, очень ответственный и высококвалифицированный преподаватель. Занятия по «Возрастной анатомии, физиологии и гигиене» ею всегда проводились на высоком научно-теоретическом и методическом уровне с использованием большого количества приборов, препаратов и других средств наглядности. На секции работали также доцент З.И. Шимко и старший преподаватель Е. Н. Булыгина. С 1975 года секцией природоведения руководила кандидат сельскохозяйственных наук доцент З.И. Шимко.

В 1990 году из секции природоведения кафедры методики начального обучения и секции математики кафедры педагогики была образована кафедра естествознания и математики в составе 14 человек. Заведующей кафедрой была избрана доцент З.И. Шимко.

В 1995 году в результате реорганизации была выделена кафедра естествознания. С 1996 года кафедрой заведует доктор ветеринарных наук, кандидат педагогических наук, профессор В. В. Подберёзный. В сентябре 2007 г. кафедра физвоспитания института была реорганизована в кафедру безопасности жизнедеятельности и физической культуры. Заведующей кафедрой стала к.п.н., доцент Савченко Маргарита Борисовна.

С мая 2009 г. по июль 2011 года заведующий кафедрой БЖД и ФК работала кандидат педагогических наук, доцент Зарубина Римма Викторовна, которая является выпускницей нашего вуза, факультета педагогики и методики начального образования.

С сентября 2011 года кафедра БЖД и ФК была реорганизована и образована новая кафедра «Естествознания и безопасности жизнедеятельности». Заведующим кафедры является профессор В. В. Подберёзный.

В настоящее время на кафедре естествознания и безопасности жизнедеятельности работает 12 человек:

 

  1. Владимир Васильевич Подберёзный - профессор, доктор ветеринарных наук, кандидат педагогических наук;
  2. Валентина Анатольевна Панова - доцент, кандидат педагогических наук;
  3. Светлана Анатольевна Петрушенко – доцент, кандидат философских наук;
  4. Римма Викторовна Зарубина - доцент, кандидат педагогических наук;
  5. Галина Анатольевна Дорофеева - доцент, кандидат психологических наук;
  6. Ирина Владимировна Лапшина - доцент, кандидат философских наук;
  7. Николай Михайлович Саенко - кандидат педагогических наук;
  8. Анна Валерьяновна Покотилова – кандидат педагогических наук, ст. преподаватель,
  9. Елена Алексеевна Першонкова – доцент, кандидат педагогических наук;
  10. Oксана Александровна Беляева - доцент, кандидат сельскохозяйственных наук;
  11. Наталья Демьяновна Дараган – доцент, кандидат философских наук;
  12. Владимир Иванович Божич – профессор, доктор технических наук.

Преподавательский состав кафедры ведет занятия по медико-биологическим дисциплинам, безопасности жизнедеятельности базовой части профессионального цикла по всем профилям педагогического, психолого-педагогического, специального (дефектологического) и др. направлений, а также по дисциплинам вариативной части профессионального цикла по профилям «Безопасность жизнедеятельности»; «Начальное образование»; «Дошкольное образование»; Начальное образование" и "Дошкольное образование"; "Дошкольное образование" и "Музыка"; "Дошкольное образование" и "Изобразительное искусство"; «Логопедия», «Юридическая психология»,"Психология и социальная педагогика".

Преподавательский состав кафедры ведет занятия по дисциплинам предметной подготовки на следующих профилях: "Безопасность жизнедеятельности" и "Физическая культура" и "Безопасность жизнедеятельности".

Научная работа

На кафедре ведётся активная научная работа по темам «Естественнонаучная подготовка учителя начальных классов как основа экологического образования» и «Метотеоретические аспекты ноосферной безопасности в приоритетных направлениях деятельности человека».

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры естествознания и безопасности жизнедеятельности Н. М. Саенко сотрудничает с издательством «Феникс» г. Ростов-на-Дону (издан справочник по биологии, готовится к изданию справочник по анатомии).

Преподаватели кафедры завершили работу по двум грантам:

  • РГНФ: «Применение системного подхода в исследовании связей и функций авторской модели социального принуждения» – рук. Лапшина И.В.
  • РФФИ: «Биохронология поздних кайнозойских фаун Северного Кавказа» – рук. Титов В.В. Фундаментальные исследования преподавателей кафедры естествознания позволили уточнить биоразнообразные животных миоцена, реконструировать эволюционные и экологические закономерности смены фаун и климатов. Выявлено около 40 видов животных, обитание многих из них на территории юга России и Восточной Европы установлено впервые. По результатам исследований В. В. Титовым опубликована монография «Крупные млекопитающие позднего плиоцена Северо-Восточного Приазовья», объемом 24,45 п.л.

Преподаватели, ведущие занятия по естественнонаучным дисциплинам, уделяют большое внимание совершенствованию обучения естествознанию в начальной школе и с этой целью часто организуют научно-методические конференции по актуальным проблемам естественнонаучного образования на первой cтyпени обучения. В конференции принимают участие преподаватели вузов как нашего региона, так и других регионов России. К конференциям кафедра организует выпуск сборников научных трудов:

  • Вопросы экологического образования и воспитания;
  • Современные проблемы естествознания в начальной школе;
  • Модернизация начального естественнонаучного образования;
  • Проблемы современного естествознания в науке и педагогической практике.

Результаты научной работы отражены в многочисленных публикациях. За последние пять лет (2011-2016г.) преподаватели кафедры приняли участие в 52 научных конференциях, в том числе в 36 международных, опубликованы 145 научных работ (монографии, статьи, тезисы), в том числе в 20 зарубежных изданиях. Монографий за период (2011-2016г.) опубликовано 7, в том числе 1 за рубежом.

Доцентом И.В.Лапшиной в 2011 г. опубликована монография «Компоненты системы социального принуждения. Социально-философский анализ» объемом 6,75п.л., а также опубликована в Германии монография в издательстве LAP LAMBERT Academic Publishing. Saarbrücken «Социальное принуждение в России и на Западе. Типы социального принуждения в России и на Западе: сравнительное социально-философское исследование» (12 п.л.). В соавторстве с доцентом П. В. Хало, И. В. Лапшиной опубликована монография «Психоэкология человека. Психоэкология и социальное принуждение» объемом 6,5 п.л.

Доцентом Р. В. Зарубиной в соавторстве с доцентом П. В. Хало опубликована в 2011 г. монография «Гражданская оборона в условиях применения консциентального оружия» объемом 27,5 п.л.

Ст. преподавателем Н. М. Саенко (в соавторстве) опубликована монография «Современная российская дидактическая тестология: понятийный аппарат» объемом 12,0 п.л.

В 2014 г. преподавателями кафедры издана коллективная монография: Безопасность – системообразующий фактор многомерного человека (под редакцией профессора В.В. Подберезного) - объемом 12,0 п.л.

Специфика естественнонаучной подготовки студентов по профилю «Начальное образование» обусловливает методическое направление в научно-исследовательской работе преподавателей кафедры со студентами. Научные работы студентов неоднократно представлялись на Всероссийские и областные конкурсы и получали призовые места. Преподаватели кафедры активно работают с учащимися школ и регулярно принимают участие в городских экологических чтениях.

Преподаватели, ведущие занятия по профилю «Безопасность жизнедеятельности выполняют научно-исследовательскую работу по теме «Метотеоретические аспекты ноосферной безопасности в приоритетных направлениях деятельности человека».

Планируется участие студентов профиля «Безопасность жизнедеятельности» в выполнении НИР кафедры: поиск информационных материалов в сети Internet, подготовка аналитических отчетов, разработка мультимедийных приложений для научных исследований, оформление различных материалов и публикаций. Доцент кафедры Дорофеева Г.А. является руководителем студенческого научного объединения БЖД. В рамках ее руководства студенты профиля БЖД принимают активное участие в международных конференциях г. Бердянск (Украина), всероссийских научно-практических конференциях с международным участием (гг. Москва, Казань, Ростов-на-Дону).

В 2016 году студенты профиля «Безопасность жизнедеятельности» Свердлов Д.В., Кожевникова Д.А. приняли участие в студенческой олимпиаде «Ступени карьеры», проходившей в ФГБОУ ВО Армавирском государственном педагогическом университете. Они награждены дипломами, как финалисты межрегиональной олимпиады.

Преподаватели кафедры готовят студентов на ежегодные студенческие конференции, которые проводятся на базе Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ). В 2016 году было подготовлено 32 доклада.

Кафедрой естествознания и безопасности жизнедеятельности заключён хоздоговор с ООО КФХ «Родничок» (директор В.Т. Тищенко) на научно-исследовательскую работу «Разработка биологического метода разложения соломы» на сумму 55 000 рублей.

Хоздоговор будет реализовываться в 2 этапа.

  1. Разработать и обосновать методику биологического метода разложения соломы.
  2. Апробация методики биологического метода разложения соломы на полях ООО КФХ «Родничок».

Научным руководителем проекта является доктор ветеринарных наук, кандидат педагогических наук, профессор В.В. Подберёзный.

Практики студентов

Студенты специальности «Безопасность жизнедеятельности» проходят педагогическую практику на базе школ города Таганрога, ГКОУ РО лицей «Педагогический», а также ДОЛ на побережьях Азовского и Черного морей. За время прохождения практики студенты показали себя дисциплинированными, инициативными, уважительными, тактичными в общении, проявляли педагогическое творчество и активность.

Ежегодно совместно со студентами профиля «Безопасность жизнедеятельности» проводятся учебные тренировки по эвакуации. Студенты в рамках дисциплины»Основы организации пожарной безопасности в образовательном учреждении» посещают Пожарные части города Таганрога.

культурно-массовая работа
КУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ РАБОТА

Студенты профиля «Безопасность жизнедеятельности» участвуют в различных студенческих мероприятиях и конкурсах. Студент группы БЖ-441 Сведлов Дмитрий в 2016 году стал победителем съезда молодёжных объединений Дона.

Студенты активно принимают участие в различных культурно-массовых мероприятиях: Студент года, Чеховские открытия, КВН и другие.

 

Преподаватели
Подберезный Владимир Васильевич
заведующий кафедрой, доктор ветеринарных наук, кандидат педагогических наук, профессор
Телефон: (8634) 60-13-02
Стаж работы в вузе – 20 лет

В 1973 году окончил Донской сельскохозяйственный институт по специальности «Ветеринария». В 1991 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата ветеринарных наук. В 1995 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора ветеринарных наук. В 1997 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему «Повышение экологической культуры учителя начальных классов».

Читает лекции и ведет лабораторные и практические занятия по курсам «Возрастная анатомия и физиология», «Основы медицинских знаний», «Зоология».

Сфера научных интересов – экологическое образование школьников и студентов.

Имеет 105 опубликованных работ, в том числе шесть монографий, 16 учебных пособий, и семь методических рекомендаций.

В 2015-16 годах вышли пособия:

 

  1. Человек и здоровье.
  2. Роль с/х труда в экологическом образовании младших школьников.
  3. Биологические понятия и термины. Краткий биологический словарь.

 

Является заслуженным работником сельского хозяйства Российской Федерации и почетным работником высшего профессионального образования Российской Федерации.

Панова Валентина Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент
Телефон: (8634) 60-13-02
Стаж работы в вузе – 28 лет

В 1996 году защитила диссертацию по теме: «Дидактические основы экологизации школьного образования».

Читаемые курсы: «Основы генетики», «Экология», «Землеведение», «Естествознание», методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир», «Естественнонаучное образование», «Естественнонаучное образование воспитателей детского сада», «Основы фенологии».

На протяжении ряда лет является председателем предметной приемной комиссии на вступительных экзаменах в вуз по предмету «Биология».

Научное исследование проводит в направлении повышения качества естественнонаучного образования и проблемам экологического образования в школе и вузе.

Награждена почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

Петрушенко Светлана Анатольевна
кандидат философских наук, доцент
Телефон: (8634) 60-13-02
Стаж работы в вузе – 12 лет

Читаемые курсы: «Концепции современного естествознания», «Экология», «Основы педиатрии и гигиены », «Возрастная анатомия и физиология», «Медико-билологические основы БЖД», «Медицина катастроф», «Экология и безопасность жизнедеятельности».

Участвовала в гранте РГНФ 09-03-95281 по проекту стажировок молодых ученых в крупных научных центрах России.

Доцентом С. А. Петрушенко, в 2014 году опубликовано учебно-методическое пособие «Окружающий мир. 3-4 класс. Тесты, олимпиадные задания, портфолио», объемом 6,0 п.л.

В 2010 году опубликовано в соавторстве учебно-методическое пособие «Комплексные тесты: Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. 3-й класс». Объемом 8,0 п.л.

В 2012 году в соавторстве с В. В. Подберезным опубликовано учебное пособие «Основы экологического образования учителя начальных классов».

В 2015 году совместно с преподавателями кафедры выпустила учебное пособие «Основы экологической культуры».

Светлана Анатольевна активно занимается профориентационной работой. Участвует в работе приёмной комиссии.

 
Саенко Николай Михайлович
кандидат педагогических наук, доцент
Телефон: (8634) 60-13-02
Стаж работы в вузе – 20 лет

Читаемые курсы: «Возрастная анатомия и физиология», «Основы медицинских знаний и з», «Биология», «Экология». В 2007 году защитил диссертацию на тему «Дидактическая тестология и ее особенности как фактор повышения компетенции учителя».

С 2004 года участвует в проверке ЕГЭ по биологии в областном Министерстве образования.

Опубликовано учебное пособие «Курс лекций по возрастной анатомии и физиологии», объемом 12,05 п.л.

В 2012 году вышел справочник по биологии для подготовки учащихся к ЕГЭ.

В 2014 году совместно с преподавателями кафедры выпустил учебное пособие «Безопасность – системообразующий фактор многомерного человека».

В 2009 году получил почетную грамоту Министерства образования и науки Российской Федерации.

Зарубина Римма Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент
Телефон: (8634) 60-13-02
Стаж работы в вузе – 11 лет
Педагогический стаж – 34 года

Окончила ТГПИ, факультет педагогики и методики начального образования в 1986 году.

Читаемые курсы: «Введение в специальность», «Безопасность жизнедеятельности», «Обеспечение безопасности образовательного учреждения», «Опасности социального характера и защита от них», «Теория и методика обучения по профилю «Безопасность жизнедеятельности»«Безопасность на дороге и в общественном транспорте», «Опасности природного характера и защита от них».

В 2008 году награждена грамотой ректората «За активное участие в воспитательной работе со студентами», в 2011 году грамотой «За активное развитие и вклад в воспитательную работу и спортивное движение ГОУ ВПО «ТГПИ».

Опубликовано 3 монографии, 4 учебных пособия, 32 статьи. В 2010 г. выпущено учебное пособие «Совместная деятельность преподавателя, врача и студента по воспитанию здорового образа жизни», в 2011 году монография «Гражданская оборона в условиях применения консциентального оружия» в соавторстве с Хало П.В.

В 2012 году опубликовано учебно-методическое пособие «Безопасность жизнедеятельности».

В 2014 году совместно с преподавателями кафедры выпустила учебное пособие «Безопасность – системообразующий фактор многомерного человека».

В 2016 году совместно с профессором В.В. Подберёзным опубликовали Краткий биологический словарь «Биологические понятия и термины».

Занимается плановой научно-исследовательской работой студентов. В качестве научного руководителя подготовила 27 студентов для выступления с докладами на студенческих научно-практических конференциях ТГПИ в 2011-2016 гг.

Под руководством Риммы Викторовны в 2012-2016 годах 20 студентов защитили выпускные квалификационные работы на «хорошо» и «отлично».

На протяжении шести лет является куратором студентов 1 курса профиля «Безопасность жизнедеятельности». В качестве куратора проводит со студентами беседы, посещает выставки, организовывает экскурсии, контролирует успеваемость и посещаемость.

На протяжении последних лет является ответственной на факультете за практику студентов. Организует и проводит педагогическую практику профиля безопасность жизнедеятельности факультета педагогики и методики дошкольного, начального и дополнительного образования. В качестве руководителя проводит установочные и итоговые конференции, занимается составлением отчётов по итогам практики.

Имеет сертификаты Института переподготовки и повышения квалификации ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» по программе «Современные педагогические технологии» и Учебно-методического центра защищенности от чрезвычайных ситуаций и безопасности жизнедеятельности Донского государственного технического университета по направлению «Безопасность жизнедеятельности».

В июне 2012 г. и сентябре 2013 г. прошла повышение квалификации по программе «Научно-методические основы создания, функционирование и организации практического применения студенческих отрядов спасателей образовательных учреждений ВПО, а также выполнения задач по профилактике и тушению пожаров, спасению людей и имущества в кризисных ситуациях при их возникновении на объектах сферы образования».

В апреле 2013 г. прошла повышение квалификации в Казанском (Приволжском) федеральном университете по программе «Личностно-ориентированное обучение в высшей школе: проблемы и решения».

В 2014 г. прошла курсы повышения квалификации по программе: «Scientific English for Presentations at International Conferences» в ТГПИ.

Лапшина Ирина Владимировна
кандидат философских наук, доцент
Стаж работы в вузе – 8 лет

Читаемые курсы: «Правовое регулирование и органы обеспечения БЖД», «Безопасность жизнедеятельности», «Криминальные опасности и защита от них», «Риски жизнедеятельности», «Информационная безопасность», «Теоретические основы БЖ», «Современный комплекс проблем безопасности», «Организация деятельности охранных структур».

В 1994 году закончила Таганрогский государственный радиотехнический университет. Факультет электроники и приборостроения специальность информационно-измерительная техника с квалификацией инженер-электрик. В 1999/2000 г. прошла профессиональную подготовку по специальности «Экономика и управление на предприятии» в ТРТУ с правом ведения профессиональной деятельности в сфере экономики, бухгалтерского учета и налогообложения с квалификацией «Экономист-бухгалтер». В 2002/2003 г. прошла профессиональную подготовку по специальности «Юриспруденция» в ТРТУ с правом ведения профессиональной деятельности в сфере юриспруденции в соответствии с квалификацией «Юрист». В 2005/2006 г. прошла профессиональную подготовку по специальности «Философия» в РГУ с правом ведения профессиональной деятельности в сфере философии. В 2007 году защитила кандидатскую диссертацию по социальной философии в ЮФУ.

Сфера научных интересов - комплексное изучение феномена социального принуждения, вопросы национальной безопасности. Опубликовано более 50 научных работ по различным вопросам социальной философии и системного анализа. Наиболее значимые из них:

 

  1. Лапшина И.В. Социальное принуждение в российском и западноевропейском обществах (монография). депон. ИНИОН РАН от 21.03.2008 № 60523 150 с. (в соавторстве),
  2. Лапшина И.В. Безопасность человека и государственное принуждение. Международный сборник научных трудов «Философия в XXI веке» г. Воронеж, 2010. 22 выпуск. С.108-116.,
  3. Лапшина И.В. Сравнительный анализ практик социально не признанного принуждения в российском и западноевропейском обществах. Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Выпуск 44. Москва. Экон-Информ, 2011. С. 108-119,
  4. Лапшина И.В. Принуждение: сущность, структура, социокультурные аспекты (монография). Издательский центр ГОУВПО «Таганрогский государственный педагогический институт», 2009. 140 c.,
  5. П.В. Хало, И.В. Лапшина Психоэкология человека. Часть III. Психоэкология и социальное принуждение (монография). Таганрог. Типография В.А. Кравцова «Танаис». 2011. 102 с.,
  6. Лапшина И.В. Бытие, сверхсознание и социальное принуждение. Вестник ТГПИ Гуманитарные науки. № 2 / 2010. С. 100-106. г. Таганрог. (Хало П.В. Алексеева А.В.),
  7. Лапшина И.В. Алексеева А.В. О вербальных и невербальных компонентах воздействия в истории развития общественных отношений. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурологи и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический и прикладной журнал. №1 (5) 2010. С. 87-91. г. Тамбов.
  8. Лапшина И.В. Алексеева А.В. Политическая справедливость на Западе и в России: некоторые аспекты исторического становления понятия и современность. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК (Москва) ISSN: 2073-0071 Номер: 3 2013. С. 328-332
  9. Лапшина И.В. Обеспечение живучести авторской модели системы социального принуждения. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ "КОНЦЕПТ" (Киров) ISSN: 2304-120X Номер: 12 (35) Год: 2013 С.: 86-90 (в соавторстве)
  10. Лапшина И.В. К вопросу о пройденном человечеством пути: аксиологические аспекты проблемы. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК. (Москва) Номер: 5-1 2014 С. 306-309 (в соавторстве).
  11. Лапшина И.В. Сравнительные социальные практики: Россия и Германия - принудительный потенциал. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК (Москва) ISSN: 2073-0071 Номер: 3 1. 2014. С. 267-271 (в соавторстве).
  12. Лапшина И.В. Подберезный В.В. Авторская модель системы социального принуждения, связи и функциональное измерение. 2014. Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова, 2014. 128 с.
  13. Лапшина И.В. Повышение эффективности работы пожарных спасательных отрядов средствами статистической обработки оперативных данных малого объема //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук / М.: Научно-информационный издательский центр и редакция журнала «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». - 2015.- № 2-1 -С. 24-29
  14. Лапшина И.В. Социально - философский подход к анализу рисков в авторской модели системы социального принуждения //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук / М.: Научно-информационный издательский центр и редакция журнала «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». - 2015.- № 6-1- С. 256-261 (в соавторстве).
  15. Лапшина И.В. Першонкова Е.А. К вопросу об исследовании феномена самопринуждения с позиции анализа вариантов поведения авторской модели системы социального принуждения. Science and education. Materials of the ix international research and practice conference. October 1st – 2nd, 2015 Vela-Verlag, Waldkraiburg–Munich – Germany, 2015. P. 144-147.

 

Методические разработки: Основы гражданской обороны (учебно-методическое пособие). Издательский центр ГОУВПО «Таганрогский государственный педагогический институт», 2009 . (в соавторстве с П.В. Хало); Риски жизнедеятельности (учебное пособие). Издательский центр ГОУВПО «Таганрогский государственный педагогический институт», 2009. (в соавторстве с П.В. Хало).

В 2008 г. повышала квалификацию в ТТИ ЮФУ по направлению «Информационная компетентность в профессиональной деятельности ВУЗа».

С 29 сентября 2008 по 4 октября 2008 г. прошла краткосрочное обучение в Учебно-методическом центре ЗЧС и БЖД Донского государственного технического университета по направлению «Безопасность жизнедеятельности» 72 часа.

С 8 февраля 2010 по 13 февраля 2010 г. прошла краткосрочное обучение в Учебно-методическом центре ЗЧС и БЖД Донского государственного технического университета по направлению «Гражданская оборона сферы образования» 72 часа.

Ежегодно принимает участие в грантах РГНФ. Поддержан РГНФ грант №12-03-00081 а «Применение системного подхода в исследовании связей и функций авторской модели социального принуждения». Подготовлена и направлена заявка в РГНФ (основной конкурс 2017 г.) на тему: «Построение формализованной схемы модели системы социального принуждения с целью исследования ее поведения при анализе процессов взаимодействия с внешней средой» 17-03-50008 тип проекта а (ф).

В июне 2012 г. прошла повышение квалификации по программе «Научно-методические основы создания, функционирование и организации практического применения студенческих отрядов спасателей образовательных учреждений ВПО, а также выполнения задач по профилактике и тушению пожаров, спасению людей и имущества в кризисных ситуациях при их возникновении на объектах сферы образования» (сертификат рег. № 083).

Обучалась по профессиональной образовательной программе переподготовки (050104 Безопасность жизнедеятельности) в центре повышения квалификации в Таганрогском институте имени А.П. Чехова (филиал) федерального государственного учреждения высшего профессионального образования РГЭУ (РИНХ). C 01 сентября 2014 по 06 октября 2015 г. (диплом № 612402661727, регистрационный номер ПК/1787).

В 2013 году вышло учебное пособие «Концепция рисков жизнедеятельности» в соавторстве с В. В. Подберезным и П. В. Хало.

Покотилова Анна Валерьяновна
старший преподаватель
Телефон: раб. (8634) 60-12-58, 60-12-03
дом. (8634) 65-47-26, моб. 8-051-494-84-51
Стаж работы в вузе – 24 года

Профессиональная деятельность:

  • подготовка:
    • будущего учителя начальных классов (дисциплина «математика»; чтение лекций, проведение практических занятий; руководство педагогической практикой студентов и студенческой научно-исследовательской работой);
    • будущего учителя ОБЖ (дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», «Методология аналитической деятельности», «Аналитические технологии безопасности жизнедеятельности», «Теория и методика обучения Основам безопасности жизнедеятельности».
  • исследование проблемы профессиональной компетентности учителя начальных классов;
  • публикация результатов разработки решений проблемы профессиональной компетентности учителя начальных классов исследования.

Некоторые из научных публикаций (всего 20 статей):

  • «К вопросу о профессиональном владении учителем начальных классов понятием натурального числа» (Вопросы филологии, психологии, педагогики и естествознания в школе и в вузе. Сб. науч. тр./ Под редакцией К.М. Хоруженко, В.П. Куликова – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2002);
  • «Профессиональная направленность рассмотрения в вузе фундаментальных понятий системы количественных целых неотрицательных чисел» (Стратегическое управление ресурсами предприятия. Сб. статей участников научно-практической конференции / Под. ред. В.П. Горшенина. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004);
  • «К вопросу об адекватности учебного содержания образовательной технологии, целенаправленной на фундаментализацию профессиональной подготовки» (НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА // Научный и общественно-теоретический журнал. Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы. Спецвыпуск. 2006. №6);
  • «Концептуально обоснованное построение дефиниции понятия «количественное целое неотрицательное число»» (ИЗВЕСТИЯ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА // Научно-педагогический журнал журнал. Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы. 2008. №7).

В 2012 году защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Педагогические условия формирования предметно-образовательной компетентности учителя начальных классов».

 

Дорофеева Галина Анатольевна
кандидат психологических наук, доцент
Телефон: (8634) 60-12-58
Стаж работы в вузе – 13 лет

2005-2007г.г. - с.н.с. НИЧ ТТИ ЮФУ;
2000-2007г.г. – доцент каф. ПиБЖ ТРТУ (позже ТТИ ЮФУ);
2004г. – присвоение учёного звания «доцент»;
2001г. – защита диссертации, присуждение учёной степени «кандидат психологических наук»;
1984-2000г.г. – работа в образовательных учреждениях г. Таганрога, в должностях – воспитателя, зам. заведующей, методиста, психолога, ассистента кафедры психологии ТГПИ;
1995-1997г.г. – второе высшее образование (ИПКиПРО г. Ростов-на-Дону, спец.фак.), специальность - педагог-психолог;
1981-1984г.г. – первое высшее образование (РГПИ г. Ростов-на-Дону, дош.фак.), квалификация – преподаватель, методист.

Регулярно повышаю квалификацию путём самообразования, работы на профильных (чаще всего психолого-педагогических) семинарах, участия в конференциях, в том числе международных.

Область профессиональных научных интересов – безопасность в социальных (личных и профессиональных) взаимодействиях людей; детско-родительские и семейные взаимоотношения.

В апреле 2013 г. прошла повышение квалификации в Казанском (Приволжском) федеральном университете по программе «Личностно-ориентированное обучение в высшей школе: проблемы и решения».

Дополнительные сведения

Провожу психологические консультации. Общее направление консультативной деятельности – решение социально-эмоциональных затруднений в жизнедеятельности людей.

Имею сертификаты - Школы экзистенциально-гуманистической психотерапии и консультирования (2003г.); Российско – Бельгийских курсов повышения квалификации (2001-2003г.г.).

Благодарственные письма администраций отдельных организаций, города, области за активную работу с молодёжью.

Личностные особенности: развитые организаторские способности, пунктуальность, добросовестность, исполнительность, инициативность, умение быстро и адекватно реагировать на изменение ситуации.

Беляева Оксана Александровна
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент
Телефон: (8634) 60-12-58

В 2001 году закончила Дальневосточный Государственный аграрный университет.

В 2005 году защитила кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата сельскохозяйственных наук по теме: «Влияние ультрафиолетового облучения на физиологическое состояние и продуктивные качества бройлеров кросса ISA – 15».

В 2010 году получила о дополнительном к высшему образованию по квалификации «Педагог высшей школы».

Имеет 21 научную работу. Опубликовано учебное пособие «Основы экологической культуры» (курс лекций) в соавторстве с Першонковой Е.А., Петрушенко С.А. (5 п.л.).

Ведет дисциплины по курсам: «Ботаника», «Основы экологической культуры», «Ноосферный подход к начальному образованию», «Опасные ситуации техногенного характера и защита от них», «Основы сельскохозяйственного труда».

В 2014 г. прошлакурсыповышенияквалификациипопрограмме: «Scientific English for Presentations at International Conferences» вТГПИ.

Беляева О.А. Гендернаяидентичностьстудентов // Problems and prospects of development of education in the 21st century: achievement of personhood in professional sphere (philosophical and psychology and pedagogical aspects) : materials of the 4 international scientific conference on April 10-11, 2014. – Prague: Vědecko vydavatelské centrum "Sociosféra-CZ". 250с. С.62-68

Першонкова Елена Алексеевна
кандидат педагогических наук, доцент
Телефон: (8634) 60-12-58
Стаж работы в вузе - 16 лет

В 1997 году окончила факультет русского языка и литературы ТГПИ. В 2000 году защитила кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, имеет 20 научных работ.

Ведет дисциплины по курсам: «Безопасность жизнедеятельности», «Актуальные вопросы методики преподавания безопасности жизнедеятельности», «Инновационные технологии в преподавании безопасности жизнедеятельности», «Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» в современной школе», «Теоретические основы здоровьесберегающих технологий». Была методистом по педагогической практике у профилей «Безопасность жизнедеятельности», «Дошкольное образование», «Начальное образование». Проводила учебную (ознакомительную) практику и учебную практику по профилю «Безопасность жизнедеятельности».Опубликовано учебное пособие «Основы экологической культуры» (курс лекций) в соавторстве с Беляевой О.А., Петрушенко С.А. (5 п.л.).

В 2014 году прошла курсы краткосрочные курсы повышения квалификации на базе ЦПК Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)» «Психолого-педагогические аспекты работы преподавателя высшей школы» в объеме 72 часов.

Подготовлена заявка для участия в конкурсе грантов РГНФ 2017 г. «Модернизация системы воспитания детей и молодежи на основе концепции экзистенциально-социальной герменевтики» (основной конкурс, тип проекта а (ф).

Дараган Наталья Демьяновна

Дараган Наталья Демьяновна
кандидат философских наук, доцент
Дата рождения: 04.06.1959 г.
Контактный рабочий телефон
(8634) 60-14-71
Срок работы в вузе 25 лет

Дараган Наталья Демьяновна окончила философский факультет Ростовского государственного университета в 1982 году. Она работает в институте с февраля 1989 г. после окончания очной аспирантуры кафедры философии гуманитарных факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова и защиты кандидатской диссертации. Решением диссертационного совета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова от 11 ноября 1988 г. Дараган Наталье Демьяновне была присуждена ученая степень кандидата философских наук. Решением Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 17 марта 1999 г. ей было присвоено ученое звание доцента.

Наталья Демьяновна разработала следующие курсы и учебные программы: «Безопасность жизнедеятельности», «Основы гражданской обороны», «Основы экологической культуры», «Основы национальной безопасности», «Основы гражданской безопасности», «Социология безопасности», «Чрезвычайные ситуации военного времени».

Она принимает активное участие в международных, российских научных конференциях и ежегодно участвует в научных конференциях преподавателей института, готовит докладчиков для выступления на студенческих научных конференциях. Имеет более 30 научных публикаций.

Божич Владимир Иванович
доктор технических наук, профессор
Телефон: (8634) 60-13-02
e-mail: vladimir.bozhich@gmail.com
Педагогический стаж – 34 года
Стаж работы в вузе – 2 года

  • Награжден нагрудным знаком Министерства общего и профессионального образования РФ «Почетный работник высшего профессионального образования России» - 1998 г.;
  • награжден государственной наградой РФ с присвоением почетного звания «Заслуженный работник высшей школы Российской федерации» - 2002 г.;
  • награжден премией Губернатора Ростовской области по номинации «Научно-технические исследования и разработки в интересах обороны и безопасности страны, результаты которых использованы при создании военной и специальной техники» - 2003 г.

Читаемые курсы: «Аналитические технологии безопасности жизнедеятельности»; «Аналитическая деятельность в работе специалиста по безопасности жизнедеятельности»; «Безопасность жизнедеятельности в виртуальной реальности»; «Гендерные аспекты безопасности жизнедеятельности»; «Гражданская оборона»; «Опасные ситуации техногенного характера и защита»; «Организация деятельности охранных структур», «Основы обороны государства и военной службы»; «Современный комплекс проблем безопасности»; «Чрезвычайные ситуации военного времени»; «Эволюция войн и терроризм».

Вехи деятельности

В 1971 г. окончил Таганрогский радиотехнический институт по специальности «Автоматика и телемеханика». В 1971-1973 г.г. служил офицером в Вооруженных Силах СССР.

В 1973-2005 г.г. работал в научных и образовательных подразделениях Таганрогского радиотехнического институту (университета). Приобрел опыт организаторской, административной, научной и педагогической деятельности.

В 2005 г. в рамках академической мобильности перешел на работу в ФГНУ «НИИ «Спецвузавтоматика» Министерства образования и науки РФ, г. Ростов-на-Дону.

В 2007 г. перешел на работу в Таганрогский государственный педагогический институт после открытия в институте новой специальности «Безопасность жизнедеятельности», направленной на подготовку нового поколения учителей в области комплексной безопасности личности и общества.

В 2009 г. перешел на работу в Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса», г. Шахты. Руководил образовательной программой подготовки магистров по направлению 230400 - Информационные системы и технологии (профиль «Менеджмент информационных систем»). Проводил различные занятия в рамках подготовки преподавателей высшей школы по дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». Прочитаны лекции преподавателям ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС» в рамках краткосрочного повышения квалификации педагогических кадров по программе «Комплексная безопасность».

Сфера научных и педагогических интересов: методологические основы информационно-психологического противодействия терроризму и экстремизму. Наиболее значимые научные и методические публикации по теме исследования:

  1.  Введение в специализированную магистерскую программу «Менеджмент информационных систем». В 3 ч. Ч. 2. Современные проблемы информационного общества : учебно-методическое пособие / составители М.Б. Савченко, В.И. Божич. – Шахты : ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2010. – 55 с.
  2. Божич В.И., Савченко М.Б., Интеллектуальные инструментальные средства менеджмента информационных процессов компьютерной педагогики. Информационные системы и технологии. Теория и практика : сборник научных трудов / редколлегия : А.Н. Береза [и др.]. – Шахты : ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2011. – с.250-260.
  3. Компаниец В., Божич В. Имитационная модель оценки индивидуального профессионального риска. Научная монография. - LAP LAMBERT. Academic Publisinq GmbH @ Co.KG Heinrich-Bockinq-Str. 6-8, 66121 Saarbrücken, Germany, 2011. - 168 c.
  4. Божич В.И., Прокопенко Н.Н. Тенденции информационного сетевого порядка. «Актуальные проблемы техники и технологии» : междунар. науч.-практ. конф., 15–18 мая 2012 г. : материалы– Шахты : ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2012. – С. 146–150.
  5. Божич В.И., Манжула В.Г. Комплексная информационно-психологическая безопасность корпорации знаний в открытом информационном пространстве сетевой экономики»: Учебное пособие. – М.: ИКТ, 2013. – 211 с. ( 26,5 п.л.).
  6. Божич В.И. Мерцающие риски автопоэзиса. Сборник информационных материалов национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет Минобрнауки РФ, выпуск №4. – Ростов-на-Дону: НЦПТИ – 2014. – С. 10-21.
  7. Божич В.И. Молодежный экстремизм. У черты необратимых изменений?! Сборник информационных материалов национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет Минобрнауки РФ, выпуск №5. – Ростов-на-Дону: НЦПТИ – 2015. – С. 22-29.

   

К 60-летию
института

Реквизиты для оплаты за обучение

РАСПИСАНИЕ

В разделе можно посмотреть недельный график своих занятий


Действующие конкурсы и гранты


 
 
лучшие из лучшихвсе лучшие сразу
наша гордость — преподаватели, руководители, студенты