Таганрогский институт имени А.П. Чехова


    Расписание

расписание занятий для студентов и преподавателей
Реквизиты для оплаты обучения и стоимость обучения

общественная
приемная

 

контакты

Телефоны факультетов, кафедр и структурных подразделений ТИ имени А.П. Чехова

 

   

Новые издания Чеховского научного центра

В октябре издательство Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова выпустило в свет две публикации, посвященные исследованию чеховского наследия. Инициаторы данного проекта - факультет русского языка и литературы, кафедра литературы, Центр изучения творчества А. П. Чехова.

В основе коллективного учебного пособия «Чехов и… Типологические схождения, литературные связи и оппозиции» (отв. ред. Г. И. Тамарли) лежит стремление путем соединения культурологического, концептуального и поэтологического подходов выявить типологические схождения и литературные связи/оппозиции деятелей отечественной и зарубежной культуры/литературы с Чеховым.

Данная концепция определяется основной задачей публикации – совершенствованием навыков анализа художественного текста – навыков, обязательных при подготовке учителей-словесников. В связи с этим авторский коллектив, используя достижения научной методологии, на конкретных примерах знакомит с подходами, приемами и методами интерпретации произведений на основе их главных компонентов и категорий. Одновременно входящие в состав коллективного труда статьи предназначены для внимательного, вдумчивого и творческого прочтения, поскольку в них задается направление поиска, показывается один из возможных подходов к толкованию произведения, доказывается, как логика самого материала и выбранная доминанта способствуют раскрытию той или иной избранной темы статьи.

Пособие имеет прямую практическую направленность: оно адресовано студентам, бакалаврам, изучающим курсы «Истории русской литературы (вторая половина XIX века)», «История русской литературы XX века (первая половина XX века)», «История зарубежной литературы XX века». Его материалы ориентированы на тематику практических и семинарских занятий, курсовых и выпускных квалификационных работ по творчеству Чехова и сопрягаемых с ним авторов. Они полезны для студентов заочного обучения и при подготовке к Государственному экзамену по литературе, могут заинтересовать магистрантов, аспирантов, учителей-словесников и всех, кто занимается творчеством А. П. Чехова и отечественной литературой.

2-е переработанное и дополненное издание книги д-ра филол. наук, проф. Г. И. Тамарли «Поэтика драматургии А. П. Чехова (от склада души к типу творчества)» обусловлено необходимостью дальнейшего исследования художественного мира чеховских пьес, поскольку его энергетический и поэтический потенциал по-прежнему остается не раскрытым. В результате изменилась структура издаваемой книги.

Повторное обращение к чеховским сочинениям для театра исходит также из искусствоведческих предпосылок. В XXI веке Чехов продолжает привлекать режиссеров и артистов широкого эстетического диапазона. Осуществляются разного рода экспериментальные постановки. Однако, к сожалению, в настоящее время, в эпоху постмодернизма, в отечественных театрах и кинематографе сценический язык часто преобладает над драматургическим, видеоряд над текстом. Чеховское наследие не только умаляется, но и ввергается в пучину агрессивной пошлости и дурного вкуса.

Современный зритель оказывается за плотным занавесом от гуманистического содержания, философского наполнения, поэтической палитры пьес. А ведь талант Чехова был «таким красивым и тонким» (М. Горький).

В данной монографии предпринимается комплексное осмысление чеховских произведений: драма отнесена не к одному виду искусства (литературе), а к единому искусству, т. е. к «области единой человеческой культуры». Это позволило избежать «концептуальной ограниченности "материальной эстетики"» (М. М. Бахтин). Обнаружен музыкальный образ мира, созданный средствами музыкального письма, переведенными на язык словесного искусства (сонатная форма с ее строгой соразмерностью и гармоничностью, переклички, вариации, повторы, взаимодействие противоположных эмоциональных потоков, вокальная и инструментальная музыка и ее роль). Определены эмоционально-смысловые функции освещения, цветописи, перспективы, аксессуаров карнавала (ряжения, маски и пр.), образов, появляющихся при формировании драматургом читательского восприятия. Выявлены принципы создания темпоральных структур, позволяющих передавать тончайшие нюансы чувств и переживания персонажей.

Все это и многое другое, увиденное в творческой лаборатории художника, доказывает – «Чехов неисчерпаем» (К. С. Станиславский).

   

Виртуальная экскурсия по Таганрогскому институту имени А.П. Чехова

Электронная информационно-образовательная среда


Мы в социальных сетях:

ВКонтакте
СНО
Студенческий Совет
Профком обучающихся
СОЛ "Ивушка"
Волонтёрский отряд «БлагоТвори»
Одноклассники
YouTube

Центр повышения квалификации ТИ имени А.П. Чехова

 
 
лучшие из лучшихвсе лучшие сразу
наша гордость — лучшие студенты