Таганрогский государственный педагогический институт
                   
   


общественная
приемная

 

контакты

Телефоны факультетов, кафедр и структурных подразделений ТИ имени А.П. Чехова

 

   

Кафедра русского языка, культуры и коррекции речи

Адрес: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Инициативная, 50 (ауд. 200, 206)
Контакты: тел. (8634) 60-12-65

Зав. кафедрой
Сенина Наталья Аркадьевна
кандидат филологических наук, доцент
Телефон (8634) 60-12-65
Аудитория 206
Стаж работы в ТИ (ТГПИ) – 38 лет

Наталья Аркадьевна Сенина, кандидат филологических наук, доцент и заведующий кафедрой русского языка, культуры и коррекции речи, в 1978 году окончила с отличием факультет русского языка и литературы Таганрогского государственного педагогического института. В том же году начала работать в пединституте на кафедре русского языка и методики начального обучения. Работает в ТГПИ по настоящее время. В течение последних десяти лет – на должности заведующего кафедрой, профессора. В 1990 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Конструкции с вынесением в современной русской разговорной речи» (была ученицей профессора Г.Г. Инфантовой – первой, защитившей под ее руководством кандидатскую диссертацию). Круг научных интересов – синтаксис устной речи. В настоящее время занимается проблемами учебно-методического обеспечения государственной итоговой аттестации выпускников школ. Ею опубликовано более двухсот печатных работ. Имеет очень широкий филологический кругозор. Преподает русский язык, руководит подготовкой выпускных квалификационных работ.

Н. А. Сенина является соавтором учебника «Русский язык» (изд-во «Флинта», М., 2003), имеющего гриф Министерства образования РФ. Ею написаны, отредактированы и изданы более пятидесяти учебных пособий для школ: пособия по подготовке к единому государственному экзамену и государственной аттестации (пять из которых — с грифом Федерального института педагогических измерений), а также для промежуточного и тематического тестирования по русскому языку и литературе. По пособиям, написанным Натальей Аркадьевной и изданным под ее редакцией, занимаются школьники во всех регионах России. Её книги «Русский язык. ЕГЭ–2006», «Русский язык. Тематические тесты. Части А, В, С» и «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ: курс интенсивной подготовки» (совместно с А.Г.Нарушевичем) стали лауреатом конкурса «Лучшая научная книга» в 2005, 2011 и 2012 годах, проводимого Фондом развития отечественного образования. В течение тринадцати лет является одним из организаторов международной конференции «Речь. Речевая деятельность. Текст», проводимой на базе Таганрогского пединститута, и ответственным редактором одноименных сборников. Была основным исполнителем в проектах, поддержанных РГНФ, на проведение конференций (2006, 2008 и 2012 гг.).

Имеет благодарности и поощрения за подготовку будущих учителей: награждена грамотами Главы администрации г. Таганрога, Министерства образования Ростовской области и Министерства образования Российской Федерации, является Почетным работником образования.

 

История кафедры

История кафедры русского языка, культуры и коррекции речи

Кафедра русского языка, культуры и коррекции речи была создана в 2010 году путем объединения двух кафедр – русского языка и методики начального обучения и русского языка и культуры речи (на основании решения Ученого совета ГОУВПО «ТГПИ» от 23.06.2010г.) в связи со смертью профессора Г. Г. Инфантовой, заведовавшей кафедрой русского языка и методики начального обучения с 1978 года.

История кафедры русского языка и методики начального обучения

Кафедра русского языка и методики начального обучения была создана в 1958 году. С 1978 года кафедрой русского языка и методики начального обучения бессменно руководила профессор Г. Г. Инфантова, создавшая научную школу по изучению устной речи детей и взрослых.

Инфантова Галина Геннадиевна
(1927 – 2010)

Виднейший специалист в области устной спонтанной речи, доктор филологических наук, профессор. В 1952 году окончила филологический факультет Ростовского-на-Дону государственного университета, в 1963 году защитила кандидатскую, а в 1976 – докторскую диссертацию. В 1977 году Галина Геннадиевна получила звание профессора.

Под руководством профессора Г. Г. Инфантовой были написаны и защищены 26 кандидатских диссертаций и одна докторская диссертация. Однако результативность научно-педагогического труда – это не только ученики. Это еще и более сотни опубликованных (в том числе и за рубежом) научных работ, это и высокий коэффициент цитируемости; учебники и пособия, по которым занимаются не одно десятилетие студенты вузов (многие книги изданы огромными тиражами в Москве); это и сотни отзывов и рецензий, неизменно глубоких, оригинальных, предельно требовательных и всегда доброжелательных; это включение фамилии профессора Галины Геннадиевны Инфантовой в Лингвистический энциклопедический словарь и в Кембриджский интернациональный биографический справочник, наконец, это школа по изучению устной речи и – беспрецедентный – центр по изучению детской речи.

Круг научных интересов Галины Геннадиевны был необычайно широк. Начав с изучения несобственно-прямой речи, Галина Геннадиевна одной из первых в отечественной лингвистике взялась за разработку проблем русской спонтанной разговорной речи, изучив одну их ведущих, организующих эту сферу речи тенденций – тенденцию к экономии сегментных средств. Монография Г.Г. Инфантовой «Очерки по синтаксису русской разговорной речи» (Ростов-на-Дону, 1973) хорошо знакома всем «разговорникам» (и не только им) как одна из первых книг по этой проблеме. По устной речи она читала лекции преподавателям кафедры русистики Карлова университета в Праге и провела спецкурс для преподавателей кафедры русского языка Московского открытого государственного педагогического университета им. М. А. Шолохова.

Разнообразие научных интересов профессора Г. Г. Инфантовой в последние годы было объединено когнитивной осью «язык и среда»: это и известные всем понятия и единицы лексики и грамматики в лингвокогнитивном аспекте, и типы речевых культур, и речевые портреты, и совершенно новые явления и тенденции современной русской речи. Результаты более чем полувековой научной деятельности Галины Геннадиевны были представлены в её монографии «Язык. Речь. Личность», изданной в 2008 году.

Галина Геннадиевна была награждена медалью «За доблестный труд», значком «Отличник народного просвещения»; постановлением Президиума РАН в 2001 году ей присуждена Государственная научная стипендия, а в 2008 году Галина Геннадиевна была награждена высшей национальной наградой в сфере образования – медалью имени А.С.Макаренко.

История кафедры русского языка и культуры речи

Кафедра русского языка и культуры речи была создана в 2000 году. Первым заведующим кафедрой была доктор филологических наук профессор Л.В. Лисоченко. С 2003 года кафедрой стала заведовать кандидат филологических наук доцент Н.А. Сенина.

С 2005 года кафедра русского языка и культуры речи стала выпускающей по специальности «Логопедия». В системе современного дошкольного и школьного образования специальность учитель-логопед оказалась очень востребованной. Обучение студентов на кафедре осуществляют высококвалифицированные преподаватели: кандидаты наук Наталья Викторовна Макарова, Галина Николаевна Кобякова, Виктория Сергеевна Анохина. Профилирующий предмет ведет также опытный учитель-логопед Ольга Алексеевна Жданова.

Научная работа

Научные интересы преподавателей кафедры разнообразны. Это изучение языковой личности, описание речевых жанров, исследование экспрессивных синтаксических построений в устной и письменной речи детей и взрослых (доктор филол. наук, доцент И.В. Голубева); номинация в детской речи (канд. филол. наук, доцент А.К.Ваганова); когнитивная лингвистика, лексическая семантика, анализ детской речи, лингвометодика (доктор философских наук, профессор В. Г. Семенова). Все эти темы находят свое отражение в лекционных курсах, научных публикациях и монографиях. Кафедра имеет тесную связь со школами города и педколледжами, поскольку в течение последних тринадцати лет авторский коллектив (члены кафедры С.В.Гармаш, Г.Н.Кобякова, Л.Н.Потураева, Н.А.Гурдаева) под руководством Н.А.Сениной занимаются проблемами государственной итоговой аттестации.

При кафедре функционировала научная школа под руководством доктора филологических наук профессора Г. Г. Инфантовой, зарегистрированная в Министерстве образования Российской Федерации. С 1997 по 2002 годы работа велась по теме «Лингвистическое описание устной и письменной речи детей и взрослых в семантико-грамматическом и коммуникативно-прагматическом аспектах». С 2002 года по настоящее время школа работает по теме «Устная и письменная речь в лингвистическом, коммуникативно-прагматическом и лингвокогнитивном аспектах» под руководством профессора И.В.Голубевой.

Кафедра трижды получала гранты РГНФ для проведения Всероссийских конференций: «Активные процессы в современном русском языке» (2006 г.), «Текст и контекст: филологический и библиопсихологический анализ (к 150-летию со дня рождения А.П.Чехова)» (2008 г.), «Речь. Речевая деятельность. Текст» (2012 г.), посвященная памяти профессора Г.Г.Инфантовой.

Основные направления научных и научно-методических исследований кафедры:

  1. Лингвопрагматические проблемы речевого общения и текста.

  2. Проблемы научно-методического обеспечения культуры речи и риторики как учебных дисциплин.

  3. Проблемы научно-методического обеспечения предметов логопедического блока как учебных дисциплин.

  4. Тестовая форма обучения и контроля в начальной и средней школе, разработка пособий по русскому языку для начальной и основной школы, а также для итоговой государственной аттестации (ГИА и ЕГЭ) в средней школе.
    При кафедре работает аспирантура по специальности 10.02.01 – русский язык.

 

Преподаватели

Секция русского языка

Голубева Ирина Валериевна
Доктор филологических наук, профессор
Стаж работы в ТИ (ТГПИ) - 22года

Сфера актуальных научных интересов:

  • теория языковой личности;
  • теория речевых жанров;
  • экспрессивный синтаксис;
  • методика преподавания русского языка в школе и вузе.

Руководитель и исполнитель грантов:

2011-2012 гг. – руководство НИР по Федеральной целевой программе Министерства образования и науки России, проекта по теме «Развитие коммуникативных умений младших школьников в свете реализации ФГОС начального общего образования (на материале речевого жанра приветствия/прощания)».

2012 г. – руководство НИР по государственному заданию Министерства образования и науки России, проекта по теме «Фрагмент языковой картины мира детей младшего школьного возраста».

2012 г. – грант РГНФ на НИР по теме теме «Организация и проведение Всероссийской межвузовской конференции «Речь. Речевая деятельность. Текст», посвященной памяти проф. Г.Г. Инфантовой».

2014 г. – грант РГНФ на НИР по теме теме «Организация и проведение Всероссийской молодежной конференции «Языковая личность. Речевые жанры. Текст».

Научное руководство аспирантами (защищено 14 кандидатских диссертаций, готовятся к защите 3).

Руководство магистерской программой «Педагогической образование. Русский язык».

Член авторского коллектива проекта «Российская академия наук, Российская академия образования, издательство "Просвещение" - российской школе», в том числе автор (в соавторстве с А.Г. Нарушевичем) серии учебных пособий «Русский язык. Готовимся к ГИА. Тесты. Творческие работы. Проекты» (5,6,7,8,9 кл.), «Русский язык. Тетрадь-тренажер» (10, 11 кл.) (издательство «Просвещение»).

Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2010, 2014 гг. (Фонд развития отечественного образования, г. Сочи). Лауреат Всероссийского конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере -2014» (Вятский гос. гуманитарный университет).Призер Всероссийского конкурса «Лучшая молодежная научная статья-2016» (Научно-методический электронный журнал «Концепт»).

Гармаш Светлана Васильевна
кандидат филологических наук, доцент
Телефон (8634) 60-13-02
E-mail GarmaschS@mail.ru
Стаж работы в ТИ (ТГПИ) – 18 лет

В 1998 году защитила кандидатскую диссертацию «Пресуппозиционная обусловленность сложных предложений с причинно-следственным значением в современном русском языке», имеет более 50 опубликованных работ; в настоящее время занимается изучением проблем лингвометодического обеспечения дисциплины «Русский язык и культура речи» в вузе и школе, участвует в разработках тестов для начальной и средней школы. Входит в авторский коллектив многих пособий по русскому языку для учащихся школ (в том числе и пособий для ОГЭ и ЕГЭ).Работает на кафедре с момента ее основания. Многие годы была заместителем декана факультета по воспитательной, а затем по учебной работе. С 2010 года является деканом факультета педагогики и методики дошкольного, начального и дополнительного образования.

Награждена Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации.

Семенова Вероника Георгиевна
доктор философских наук, доцент
Телефон (8634) 60-12-65
E-mail veronikasemenova@mail.ru
Стаж работы в ТИ (ТГПИ) – 19 лет

В 1991 году с золотой медалью окончила школу № 6 г. Таганрога и поступила в ТГПИ на факультет педагогики и методики начального образования, который окончила с отличием в 1995 году. В 1999 году с отличием окончила факультет русского языка и литературы ТГПИ по специальности «филология». С 1994 года по 1999 года работала учителем начальных классов школы № 6 г. Таганрога. В 1999 году поступила в аспирантуру ТГПИ по специальности 10.02.01 – русский язык, а в 2002 году защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Синонимы в лингвистическом и лингвокогнитивном аспектах (на материале речи младших школьников)». С 1997 года В.Г. Семенова работает на кафедре русского языка и методики начального обучения факультета педагогики и методики начального образования. В 2008 году ей было присвоено ученое звание доцента. В 2009 году В.Г. Семенова защитила докторскую диссертацию на тему: «Тождество и время: философско-лингвистический анализ» (г. Москва).

В.Г. Семенова ведет активную научную деятельность. Результаты своих научных исследований неоднократно представляла в докладах на авторитетных российских и международных конференциях. С 2010 года В.Г. Семенова является членом диссертационного совета ДМ 521.003.01 по присуждению ученых степеней доктора и кандидата философских и социологических наук (г. Москва). Руководит работой трех аспирантов и одного докторанта. В 2013 году подготовила одного кандидата философских наук (диссертация утверждена ВАК РФ).

Награждена грамотой за доклад на XV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» в МГУ им. М.В. Ломоносова. В сентябре 2013 году В.Г. Семенова награждена дипломом лауреата Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2012 года за монографию «Синонимия в детской речи». Конкурс организован и проведен Фондом развития отечественного образования с целью поддержания научных исследований.

В.Г. Семенова имеет более 70 научных и научно-методических работ, в том числе три монографии, учебные и учебно-методические пособия, более 20 публикаций в журналах из перечня, утвержденного ВАК.

 

Ваганова Айниса Кадыровна
кандидат филологических наук, доцент
Телефон (8634) 60-12-65
Стаж работы в ТИ (ТГПИ) – 27 лет

В 1987 году окончила филологический факультет Ростовского государственного университета. Работала в средней школе учителем русского языка и литературы; с 1989 года работает в ТГПИ. В 1997 году защитила кандидатскую диссертацию «Номинация в детской речи». В настоящее время занимается проблемами детской речи, языка художественной литературы и экспрессивных средств языка. Преподает русский язык, орфографию и пунктуацию, введение в литературоведение, историю отечественной литературы, историю зарубежной литературы, литературное образование дошкольников, культуру речи, педагогическую риторику, речь и культуру общения дошкольников, деловое письмо и официально-деловой стиль речи, делопроизводство, руководит подготовкой выпускных квалификационных работ. Ею разработаны специальные курсы «Изучение экспрессивных средств языка в начальной школе», «Исторические основы русской орфографии», «Этимология в начальной школе».

В сфере постоянных научных интересов А.К. Вагановой – смысловые связи слова в художественном тексте (см., например, Ваганова А.К. Чеховская степь как национальный словообраз // XX Чеховские чтения: Материалы лингвистической секции. Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2001; Ваганова А.К. Чеховский текст как «пересечение плоскости жизни и плоскости искусства» // Материалы Всероссийской межвузовской конференции «Текст и контекст: филологический и библиопсихологический анализ (к 150-летию со дня рождения А.П. Чехова)». Таганрог. 2008; Ваганова А.К. К вопросу о латинизмах у А.П. Чехова // Чеховские чтения в Таганроге: 50 лет: антология: в 2-х ч. Ч. 2. Таганрог: Изд-во Таганрог. Гос. пед. ин-та имени А.П. Чехова. 2013; Ваганова А.К. Работа над полисемией и смысловыми связями слов при изучении романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в школе//Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. 2011. № 1; Ваганова А.К. Роль концепта перемещения в путевых очерках А.П. Чехова «Из Сибири» // Научная мысль Кавказа. 2012. № 2.).

В центре внимания А.К. Вагановой находятся также вопросы преподавания русского языка и литературы в вузе и школе (Ваганова А.К. Ассоциативные возможности чеховских антропонимов в школьном преподавании // Творчество А.П. Чехова. Межвузовский сборник научных трудов. Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2000; Ваганова А.К. Синтаксис текста в школе и вузе // Речь. Речевая деятельность. Текст. Межвузовский сборник научных трудов. Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2004; учебное пособие «Экспрессивные средства языка в начальной школе». Таганрог: Изд-во Таганрогского гос. пед. ин-та, 2008.). А.К. Ваганова является соавтором учебника «Русский язык. Морфология». М.: Академический проект, 2010.

А.К. Ваганова активно руководит научно-исследовательской деятельностью студентов факультета педагогики и методики начального образования.

А.К. Ваганова руководила авторским научно-исследовательским проектом, поддержанным РГНФ: «Речевые функции детских окказионализмов». В рамках данного проекта ею опубликован фундаментальный научно-исследовательский труд «Речевые функции детских окказионализмов», а также 8 статей по теме проекта, 7 из которых – в изданиях, находящихся в списке ВАК.

 

Потураева Любовь Николаевна
кандидат филологических наук, доцент
Телефон (8634) 60-12-65
Стаж работы в ТИ (ТГПИ) – 17 лет

В 2006 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Простое предложение в речи младших школьников» под руководством Г. Г. Инфантовой. В 2008 году Любовь Николаевна получила вторую специальность – учитель-логопед. Работает на кафедре с момента ее основания. В настоящее время совмещает преподавательскую деятельность в институте с работой в МОУ СОШ № 33 с углубленным изучением информатики в должности учителя высшей категории начальных классов. Является автором многих пособий по тестированию для начальной школы. В 2009 года Любовь Николаевна была награждена почетной грамотой Министерства общего и профессионального образования Ростовской области за многолетний плодотворный труд. Награждена также Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации.

 

Гурдаева Наталья Алексеевна
кандидат филологических наук, доцент
Телефон (8634) 60-12-65
Стаж работы в ТИ (ТГПИ) – 17 лет

В 1993 г. с отличием окончила факультет русского языка и литературы. В 1999 году получила ученую степень кандидата филологических наук. С 2008 года работает на кафедре в должности доцента. Имеет научные и учебно-методические публикации. В настоящее время занимается проблемой исследования современной русской терминологии, представляющей собой совокупность специальных наименований различных областей науки и техники, функционирующих в сфере профессионального общения. Является соавтором учебно-методических пособий по русскому языку для школьников.

 

Кобякова Галина Николаевна
кандидат филологических наук, доцент
Телефон (8634) 60-12-65
E-mail galina-kobyakova2008@yandex.ru
Стаж работы в ТИ (ТГПИ) – 14 лет

В 1993 году окончила факультет русского языка и литературы Таганрогского государственного педагогического института. В 1999 г. под руководством Г.Г.Инфантовой защитила кандидатскую диссертацию на тему «Категория качества в речи детей». Совмещает работу в школе МОУ СОШ № 10 с работой в институте. В 2007 году Галина Николаевна окончила с отличием Ростовский государственный педагогический университет по специальности учитель-логопед. В настоящее время ведет ряд логопедических дисциплин. Является автором пособий по подготовке к ОГЭ в средней школе.

Г.Н.Кобякова награждена дипломом мэра г. Таганрога "За вклад в развитие образования и культуры города Таганрога", Благодарственным письмом Законодательного Собрания Ростовской области.

Является соавтором методических пособий для школьников под ред. Н.А.Сениной.

 

Тарасенко Елена Валентиновна
кандидат филологических наук, доцент
Телефон (8634) 60-12-65
E-mail Tarasenkoev@mail.ru
Стаж работы в ТИ (ТГПИ) – 11 лет

В 1996 году поступила в Таганрогский государственный педагогический институт на факультет педагогики и методики начального образования, окончила его в 2001 году.

В 2002 году поступила в аспирантуру ТГПИ. В 2005 году досрочно окончила аспирантуру и защитила кандидатскую диссертацию на тему «Фрагменты речевого портрета младшего школьника (на материале синтаксиса)» под руководством И. В. Голубевой. Читает курсы русского языка, русского языка с основами языкознания, культуры речи, формирование коммуникативной личности и др.

Имеет 48 научно-методических работ, в том числе две монографии, одно учебно-методическое пособие, 16 публикаций в журналах из перечня ВАК РФ.

В 2014 году стала победителем конкурса молодых ученых грантов РГНФ.

В настоящее время занимается когнитивным синтаксисом деткой речи.

Читает следующие курсы: русский язык с основами языкознания, культура речи, педагогическая риторика, формирование коммуникативной личности, коммуникативные компетенции дошкольников в онтогенезе, теория и технология развития речи.

 

Филиппова Оксана Николаевна
кандидат филологических наук, старший преподаватель
Телефон (8634) 60-12-65
Стаж работы в ТИ (ТГПИ) – 9 лет

Выпускница факультета русского языка и литературы ГОУВПО «ТГПИ» 2005 года. По окончании института, по рекомендации своего научного руководителя выпускной квалификационной работы – Веры Степановны Печниковой, – поступила в аспирантуру. Под руководством профессора Галины Геннадиевны Инфантовой в 2009 году успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Коммуникемы современного русского языка в онтолингвистическом аспекте (на материале речи младших школьников)» по специальностям 10.02.19 – теория языка,10.02.01 – русский язык. Имеет 24 опубликованные статьи, среди них 5 статей – в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. В настоящее время занимается исследованием специфики речевого манипулирования в образовательном процессе.

Преподает русский язык и культуру речи на различных факультетах института.


Анохина Виктория Сергеевна
кандидат филологических наук, доцент
Телефон (8634) 60-12-65
Стаж работы в ТИ (ТГПИ) - 15 лет

Окончила факультет социальной педагогики в 1998 г. С 2002 г. по 2003 г. прошла профессиональную переподготовку в институте психологии, управления и бизнеса Ростовского государственного университета, по окончании которого получила диплом по специальности «Психология» и право на ведение профессиональной деятельности в сфере практической психологии. После обучения в аспирантуре в 2009 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 10.02.01 – русский язык на тему «Коммуникативный и адаптационный аспекты речевого общения в семье как в малой социальной группе» (научный руководитель – профессор Г.Г.Инфантова).

Имеет 19 публикаций, в том числе 1 монографию в международном издательском доме Lap Lambert Academic Publishing (Саарбрюккен, Германия); 4 статьи в журналах, рекомендованных ВАК, 14 – в сборниках Международных, Всероссийских и межвузовских научных конференций.

Является членом научной школы доктора филологических наук, профессора И. В. Голубевой «Устная и письменная речь детей и взрослых (в лингвокультурологическом, лингвопсихологическом и лингвометодическом аспектах)»; членом редакционной коллегии ежегодного сборника научных статей «Языковая личность. Речевые жанры. Текст» (гл. ред. докт. филол. наук, проф. И. В. Голубева, г. Таганрог); членом Ученого совета ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» Таганрогский институт имени А. П. Чехова.

Имеет диплом о профессиональной переподготовке в институте психологии, управления и бизнеса Ростовского государственного университета по специальности «Психология», удостоверяющий право на ведение профессиональной деятельности в сфере практической психологии (г. Ростов-на-Дону, 2003).

Прошла краткосрочное обучение:

 

  1. в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» по программе «Избирательное право и избирательный процесс» (г. Ростов-на-Дону, 2011);
  2. в ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогически институт имени А. П. Чехова» по программе «Менеджмент» (г. Таганрог, 2012);
  3. в учебном центре «Южная Софтверная Компания» программе «Внутренний аудит в учреждении профессионального образования в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2008 и рекомендациями МС ИСО 19011:2002 и Типовой модели СК ОУ» (г. Ростов-на-Дону, 2011);
  4. в учебном центре «Южная Софтверная Компания» программе «СМК на основе МС ИСО 9001:2008. Общие требования. Проведение аудита в соответствии с руководством МС ИСО 19011:2011» (г. Ростов-на-Дону, 2012);
  5. в международной консалтинговой компании «Школа общественных отношений» по специальности «Ведущий кругов» (г. Москва, февраль 2015 г.).

 

В настоящее время занимается проблемами изучения устной речи взрослых и детей, языковой личности, речевой коммуникации и адаптации.

Преподает дисциплины лингвистического цикла.

Секция Логопедия

Макарова Наталья Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент,
учитель-логопед высшей квалификационной категории
Телефон (8634) 60-12-65
E-mail: alex_mak66@mail.ru
Стаж работы в ТИ (ТГПИ) – 7 лет

В 1992 году окончила факультет педагогики и методики начального образования ТГПИ. В 1999 году окончила с отличием Московский городской педагогический университет по специальности «логопедия». В 2007 году защитила кандидатскую диссертацию по педагогике на тему: «Психолого-педагогическая помощь детям раннего возраста с нарушениями развития в условиях дошкольного образовательного учреждения».

С 2009 года работает на кафедре русского языка, культуры и коррекции речи и преподает дисциплины: «Ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии», «Логопедическая работа с детьми с ДЦП» и др. Более двадцати лет работает учителем-логопедом в МАДОУ д/сад № 66.

Результаты педагогической деятельности Макаровой Н. В. нашли отражение в 20 статьях и методических пособиях.

В 2008 году стала победителем в областном конкурсе РО ИПК и ПРО «Лучший педагогический работник дошкольного образования Ростовской области». За высокий профессионализм, новаторство и талант Наталья Викторовна награждена благодарственным письмом Главы городского самоуправления и председателя Городской Думы (2005 г.) и Почетной грамотой Министерства образования РФ (2012 г.).

 

Жданова Ольга Алексеевна
учитель-логопед высшей квалификационной категории, специальный психолог, дефектолог
Телефон (8634) 60-12-65
Стаж работы в ТИ (ТГПИ) – 11 лет

Ольга Алексеевна окончила Московский государственный открытый педагогический университет им. М. А. Шолохова отделение «Олигофренопедагогика» с дополнительной специальностью Логопедия, в этом же университете получила второе высшее образование по специальности «Специальный психолог», позволяющее работать с детьми, имеющими нарушения слуха, речи и зрения.

Проходила курсы обучения в НИИ дефектологии, получила сертификат по специализации «Диагностика и коррекция развития детей раннего возраста».

В 2008 году заняла 3-е место в конкурсе «Учитель года» в номинации «Дошкольник года».

В настоящее время занимается специализациями «Детский церебральный паралич», «Дефектология», «Дети с задержкой психического развития».

Преподает логопедию и другие дисциплины логопедического цикла.

Практика

Ни для кого не секрет, что педагогическая практика студентов в процессе вузовского образования представляет собой одну из важных и значимых ступеней становления Учителя. Это в полной мере относится и к студентам, которые овладевают специальностью учителя-логопеда.

Составной частью профессиональной подготовки учителя-логопеда является практическое освоение всех элементов педагогической деятельности, в том числе в детском саду. В настоящее время отечественная система логопедической помощи для детей дошкольного возраста в рамках образовательных учреждений имеет несколько подструктур: логопедический пункт, логопедические группы в детских садах комбинированного или компенсирующего типа, группы кратковременного пребывания. Организация практики студентов нашего института предусматривает их посещение, что способствует отработке профессионально-педагогических и научно-исследовательских умений, а также способствует формированию личностных качеств учителя-логопеда.

Данный вид практики является активным и предполагает выполнение функций учителя-логопеда дошкольного учреждения на протяжении всего рабочего дня. Изначально студенты посещают и анализируют занятия логопеда-куратора, в дальнейшем самостоятельно проводят логопедическое обследование дошкольников с нарушениями речи, планируют индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, оказывают консультативную помощь воспитателям и родителям, участвуют в работе педагогического совета дошкольного учреждения.

Педагогическая практика в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи проводится на III-м курсе. К этому времени студенты усваивают материал психолого-педагогических и медицинских дисциплин, изучают большинство речевых дефектов и методики коррекционной работы по их устранению. Поэтому логопедическая практика в детском саду позволяет студентам закрепить, расширить и конкретизировать полученные в процессе обучения теоретические знания.

Студенты профиля «Логопедия» с 3-го по 4-й курс проходят практику в детских учреждениях: в общеобразовательной школе на логопункте, в детском саду и школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

На логопункте в общеобразовательной школе студенты проходят активно-пассивную практику. Квалифицированные логопеды знакомят их с различными видами фронтальной и индивидуальной работы. Практиканты учатся составлять речевые карты, делают психолого-педагогическую характеристику детей, ведут занятия и проводят внеклассные мероприятия. В течение всей практики они посещают уроки в классе, где учатся дети-логопаты, беседуют с учителями, психологом, воспитателями группы продленного дня, изучают необходимую документацию, присутствуют на открытых занятиях сокурсников, участвуют в обсуждении проведенных занятий и планировании новых.

В основном студенты работают в направлении коррекции письменной речи детей (дислексии, дисграфии). Логопеды отзываются о студентах как о перспективных, интересных, ищущих людях.

Практика дает возможность студентам приобрести необходимые навыки в освоении профессии.

На четвертом курсе будущие логопеды приходят в коррекционную школу № 19 г. Таганрога для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии и тяжелыми нарушениями речи. Сплоченный и высокопрофессиональный педагогический коллектив школы во главе с директором Ларисой Александровной Лепшовой и ее заместителем Натальей Ивановной Дмитриевой готовы на 7 недель предоставить все условия для практики: разнообразную и предметно-развивающую среду классов с современным информационно-техническим оборудованием, оснащенные кабинеты, сенсорную комнату, актовый зал, мастерские. Но самое главное и бесценное – показать опыт лучших учителей и логопедов школы.

Предстоящая практика в школе – всегда интересно, тревожно и волнительно. Учителя будут присматриваться к студентам и оценивать их с высоты профессионального опыта. Дети настороженным и пытливым взглядом будут изучать практикантов с собственных позиций: добры ли они, внимательны ли, подарят ли они интересные уроки и занятия, будет ли с молодыми учителями весело и приятно? А сами студенты? Несмотря на теоретическую и методическую подкованность, каждый из них думает о том, насколько полно овладеет он методикой обучения русскому языку и развития речи учащихся, насколько успешны будут логопедические занятия, удастся ли вызвать интерес детей на уроке и желание заниматься речевыми упражнениями, хватит ли сил и психологических умений, чтобы организовать класс.

Методисты практики – преподаватели института – главное внимание направляют на то, чтобы в процессе активного обучения будущие логопеды не только освоили профессиональные умения и навыки, но и проявили направленный интерес, творчество и готовность использовать новейшие разработки и эффективные методы, накопленные отечественной логопедией и психологией.

За время практики студенты готовят конспекты уроков, разрабатывают необходимый дидактический материал, проводят интересные уроки. Организуя логопедическое обследование, выявляют детей с наиболее сложными речевыми расстройствами, организуют с ними индивидуальные и групповые логопедические занятия. Практиканты изучают опыт лучших учителей школы, знакомятся с детьми, познают в общении особенности их интеллекта, речи, характера. Они увлеченно апробируют психодиагностические методы (наблюдение, тестовые задания, рисунки «Моя семья», «Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее животное» и др.), организуют социально-психологическое изучение учащихся, их семей, класса в целом.

Практика совпадает с замечательным праздником – Днем учителя. Студенты активно участвуют в праздничных концертах, щедро делятся своими талантами: читают стихи, поют, разыгрывают театрализованные сценки. Позже они организуют увлекательные внеклассные мероприятия с детьми: праздник «Осень к нам пришла», викторины, дидактические игры «Живое-неживое», «Дары осени», экскурсии для знакомства с правилами дорожного движения.

   

К 60-летию
института

Реквизиты для оплаты за обучение

РАСПИСАНИЕ

В разделе можно посмотреть недельный график своих занятий


Действующие конкурсы и гранты


 
 
лучшие из лучшихвсе лучшие сразу
наша гордость — преподаватели, руководители, студенты