Таганрогский институт имени А.П. Чехова


    Расписание

расписание занятий для студентов и преподавателей
Реквизиты для оплаты обучения и стоимость обучения

общественная
приемная

 

контакты

Телефоны факультетов, кафедр и структурных подразделений ТИ имени А.П. Чехова

 

   

Новости  все

27 октября, 2023

Доцент кафедры русского языка, культуры и коррекции речи С.В. Гусаров принял участие в прямом эфире, приуроченном к Международному дню заикающихся людей, из мемориального кабинета доктора психологических наук, профессора, академика РАО Виктора Марковича Шкловского

К Международному дню заикающихся людей, который отмечается ежегодно 22 октября, Центром развития инклюзивного образования Российской академии образования, Учебно-научным центром междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ» было подготовлено уникальное мероприятие – прямой эфир из мемориального кабинета доктора психологических наук, профессора, академика РАО Виктора Марковича Шкловского, который посвятил изучению различных аспектов заикания несколько десятилетий своей жизни, защитил кандидатскую и докторскую диссертации по данной проблематике.

На этом мероприятии по приглашению организатора мероприятия доктора педагогических наук, профессора, директора Учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании Юлии Олеговны Филатовой присутствовал в онлайн формате канд. пед. каук, доцент кафедры русского языка, культуры и коррекции речи Сергей Валериевич Гусаров, который хорошо знал Виктора Марковича.

В этот день в рабочем кабинете Виктора Марковича Шкловского собрались люди, которые знают о заикании не понаслышке, потому что оно является частью их собственной жизни. На слайдах, прилагаемых к данной статье, можно увидеть слоганы разных лет, посвященные Дню людей с заиканием. Девизом этого года стал слоган «Нет универсальных решений», который означает разность культур, особенностей заикания, многообразие его восприятий и, соответственно, необходимость различных треков и подходов в терапии данного нарушения.

Люди с заиканием нуждаются в комплексной поддержке, очень необходимой для принятия своего недуга, либо в его активном лечении. Однако какой бы путь вы не избрали, адаптацию или лечение, нужно решать вопросы о преодолении сложностей коммуникации и формировании социальных связей. Именно поэтому в ГБУЗ ЦПРиН ДЗМ г. Москвы наряду с логопедической коррекцией проводятся фармакотерапия, психотерапевтические сеансы, а также физиотерапия и иглоукалывание.

Данная система оказания комплексной помощи людям с заиканием была разработана В.М. Шкловским еще в 50-х годах XX века и впервые апробирована в виде создания специальных кабинетов для людей с заиканием при психоневрологических диспансерах г.Ленинграда. Сам же Центр патологии речи и нейрореабилитации был основан уже в Москве в 1992 г.

Кабинет Виктора Марковича в настоящее время является мемориальным, в нем создан музей, посвященный жизни и профессиональной деятельности этого крупнейшего ученого и замечательного человека. Призывая личным примером никогда не останавливаться, всегда учиться и развиваться, Виктор Маркович любил говорить: «Я счастливый человек, я все успел, величайшее счастье – видеть при жизни результаты своего труда». И действительно, если как следует поразмыслить, это ли не счастье!

На встрече было множество ярких выступлений и личных примеров о преодолении, либо о психологической адаптации, принятии себя и заикания как части своей жизни. Особенно запомнилось выступление Льва Марсела, известного стендап-комика, который поделился историей своей жизни, связанной с такой особенностью, как наличие заикания. Приведу практически дословно короткий отрывок из его выступления:

“…Учился я сначала на психолога, психология была мне всегда интересна. Что касается заикания, заикание сдвинулось, когда я стал выступать перед людьми еще во время учебы, рисовать и сопровождать это речью, благодаря этим приемам появилась жестикуляция, другие инструменты улучшения плавности речи. Проснулся интерес к собственной речи, и когда в моем городе появился стендап, я решил пойти в него.

Поначалу я только писал шутки для других, даже не в стендап, а в КВН, что мне очень не нравилось; так как я заикался, то никогда не озвучивал свои собственные шутки и их просто забирали другие участники команды, – выступать самому мне не разрешали.

Поэтому я перешел в стэндап, чтобы озвучивать свои собственные шутки, что поначалу было очень сложно, так как я был озабочен тем, как успеть сказать шутку до момента заикания. Потом стал активно использовать жестикуляцию, протягивание трудных звуков от гласных до согласных.

Когда переехал в Москву, мне предложили “упаковку с выступлениями” в качестве заикающегося комика, чтобы меня было легче продать, но я не согласился, потому что решил, что я хочу шутить обо всем. Важно научиться говорить на публике, важна ежедневная практика, и в стендапе такие ситуации не нужно специально искать, там все время нужно говорить перед незнакомой аудиторией, ты постепенно привыкаешь и успокаиваешься.

Было несколько сотен раз, когда было очень тяжело выступать, особенно на ТНТ. На предпросмотрах моих выступлений появился страх, что из-за твоей речи тебя забракуют и отменят выступление, были даже панические атаки. В какой-то момент я ушел и не выступал там около полугода. После решил перейти на другую студию и самое интересное, что там я не заикался вообще, тогда я понял, что дело собственно не в речи, а в психическом “состоянии мегаответственности”. Когда выступал на ТНТ, люди писали в комментариях “почему этого заику вообще впустили”, – это снова вызывало панические атаки. При этом не было и возможности переснять мои выступления.

Когда я перешел на Ютуб, где можно было выступать и переснимать, я немного успокоился, и стало гораздо лучше. Сейчас я уже почти совершенно не заикаюсь, даже если знаю, что невозможно что-то переснять. На сложных словах продолжаю даже во время публичного выступления применять техники, например, говорю “са-мо-лет”.

Помню период, когда я ходил к логопедам, там надо было говорить помедленнее, петь, но это мне не подходило, не работало в жизни. Мне помогла сцена, на ней появилось правильное произношение слов по определенной технике. Кроме того, работа на публику ускоряет процесс “воспитания стрессоустойчивости”. Так как публика будет тебя, особенно первое время, анализировать, поэтому важно при этом всем суметь заставить себя жестикулировать, это помогает раскрепоститься и тогда уходит скованность. Также я использую специальные фразы-звуки перед выступлением, чтобы “продышать голосовые связки”, например, говорю: “Эй, всем привет” (техникой полной речи, прим. автора). Это гораздо лучше, чем просто сказать: “Привет всем”. Ты словно занимаешься самовнушением, понимаете, очень важно иметь “осознание толпы”. Вообще, главный “челендж” состоит в том, чтобы привлечь к себе внимание, иначе ты можешь рассказывать в тишину, а они (публика, прим. автора) могут между собой спокойно разговаривать; и в этом всем нужно еще искусство УСПЕВАТЬ применять техники, быть всегда “Здесь и Сейчас…”».

Сложно подобрать слова, чтобы в полной мере отразить свои чувства во время и после эфира. Скажу лишь, что для меня, как думаю, и для многих, кто знал Виктора Марковича, данное мероприятие стало, словно глоток свежего воздуха, из глубины памяти пришли воспоминания о днях, проведенных вместе за рабочим столом его кабинета.

Выражаю глубокую благодарность Юлии Олеговне Филатовой и Ивану Юрьевичу Орлову, врачу-психиатру Центра патологии речи и нейрореабилитации за прекрасно организованную встречу.

Светлая память, дорогой Виктор Маркович!

Давайте создавать мир, понимающий заикание!

Канд. пед. наук, доцент кафедры С.В. Гусаров


   

Виртуальная экскурсия по Таганрогскому институту имени А.П. Чехова

Электронная информационно-образовательная среда


Мы в социальных сетях:

ВКонтакте
СНО
Студенческий Совет
Профком обучающихся
СОЛ "Ивушка"
Волонтёрский отряд «БлагоТвори»
Одноклассники
YouTube

Центр повышения квалификации ТИ имени А.П. Чехова

 
 
лучшие из лучшихвсе лучшие сразу
наша гордость — лучшие студенты