Расписание расписание занятий для студентов и преподавателей Реквизиты для оплаты обучения и стоимость обучения общественная
|
Новости все 11 августа, 2023 Золотые сердца ТГПИ Известность сотрудников высших учебных заведений Таганрога различна. Некоторых знают только на кафедре. Кто-то знаменит на своем факультете. Слава о заведующей аспирантурой Таганрогского института, носящего сегодня имя А.П. Чехова, Нине Яковлевне Кальяновой распространялась не только в его стенах, но и далеко за их пределами. Все, кто учился в аспирантуре, был соискателем или сдавал экзамены кандидатского минимума, соприкасались с ней - доброй, душевной женщиной. Каждое посещение ее солнечного кабинета становилось праздником общения с настоящим педагогом, опытным гидом на многочисленных путях научного восхождения. И трудно поверить, глядя в ее приветливые глаза, что в жизни ее были не только праздники, но и суровые испытания. Нина Яковлевна. На всю жизнь остался в ее памяти путь на руках любимого папы от железнодорожной станции «Успенская» до села Успенки. В жарком июле 1941-го Яков Михайлович перед мобилизацией на фронт поспешил отправить семью к родным в тихое село на берегу мутной Крынки. Там и прошла в беспощадные годы оккупации страшная часть детства. Особенно ужасными были весна и лето 1943 года. Запомнились пятилетней малютке огромные подвалы и погреба, где прятались от обстрелов селяне и беженцы. Освободили Успенку в один день с родным Таганрогом, но вернуться домой на 3-ю Новоселовскую оказалось невозможным. Снарядом развалило сте¬ны родного дома. Раненый, но, главное, живой папа вернулся через год. Его умелые руки и любовь к технике пришлись очень кстати на машинно-тракторной станции. Лишь в начале пятидесятых семья переехала в бурно развивающийся Таганрог. Почти в самой северной точке города строили уютный домик. В это же время проснулось увлечение математикой. Во время обучения в школе № 23 по любимому предмету в школьном журнале не было ни одной пустой клеточки. Крайне редко в этом ряду мелькали четверки. Учитель математики Зоя Григорьевна Сороковая восторгалась такой тягой к своему сложному предмету красавицы-ученицы Ниночки Буряк. Она и предложила девушке подумать о поступлении на физмат педагогического института, который переместился из Новочеркасска в наш город буквально в последнюю декаду августа 1955 года. Студенты-первокурсники уже были набраны в столице Донского казачества. Только в 1956 году появилась первая возможность продолжателям дела Макаренко стать студентами заветного вуза в Таганроге, сдав шесть экзаменов. На 50 мест было подано до трехсот заявлений. Запомнилась ситуация на устном экзамене по математике. После проверки письменной работы экзаменационная комиссия не могла прийти к единому мнению: четыре или пять баллов? Марк Ефимович Зельманзон и Николай Яковлевич Казаченко с проницательными взглядами встретили хрупкую абитуриентку. В конце перекрестного опроса, сравнимого с допросом, вердикт молодых ученых был однозначным: "Заслуживает две пятерки". Заветные 28 баллов по шести экзаменам были набраны. В результате экзаменов были образованы две группы. В первую вошли школьные медалисты, а во вторую группу - все, кто прошел по конкурсу. Учеба была трудной, но окрыляющей, благодаря таким преподавателям, как Зоя Васильевна Макарова, Феликс Викторович Томашевич, Марк Ефимович Зельманзон, Лариса Павловна Хлабыстова, Фаина Самойловна Вахер и других. Подавляющее большинство сокурсников мечтали посвятить себя школе. Готовились к возвращению в школу не только эрудированными, но и душевно богатыми, отзывчивыми педагогами. Характеры закалялись и проверялись напряженной учебой, комсомольской работой, летним трудовым семестром. Особенно запомнилась работа на казахских целинных и залежных землях. Любой труд после такой битвы за урожай казался развлечением... Распределение 1961 года в школы Сибири ожидалось всей семьей как неизбежное. Мама купила для суровых сибирских морозов шубу и валенки, папа пересказывал газетные сообщения о достижениях сибиряков. Но одной из лучших выпускниц физмата Буряк Нине Яковлевне была предложена должность ас¬систента на кафедре математики. Знали молодые проницательные наставники, кто способен из сложных математических хитросплетений дать студентам ясную красивую картину царицы наук. Вместе с Ниной Яковлевной в один день начал трудовой путь на физмате сокурсник - Александр Михайлович Середа. Попутчик на занятия с Северного поселка. Наставник молодых преподавателей Марк Ефимович Зельманзон следил за творческим ростом подопечных. Именно он однажды порекомендовал побывать на лекции у молодого кандидата физико-математических наук, доцента Бориса Ивановича Кальянова... Борис Иванович. Год его рождения, для проживших ту черную полосу наших земляков, вспоминался и вспоминается с ужасом. Но не столь страшным был 1933-й для жителей тех мест, где появился на свет старший сын брянских учителей Борис. Преданный своему любимому делу, его папа преподавал химию и руководил школой, мама была учителем русского языка и литературы. Для развития детей создавались необходимые условия. Война лучшие годы беззаботного детства превратила для этого поколения в полную противоположность. Дети войны познали такие стороны существования на грешной земле, что стали либо убеж-денными трудоголиками, либо апатичными приспособленцами. Бориса Ивановича испытания сделали тем удивительным человеком, которого уважали, помнят и любят все соприкоснувшиеся с ним. Какой была учеба на территории, по которой дважды прокатывалась линия фронта, где хозяйничали оккупанты и "шумел сурово брянский лес", нетрудно себе представить. Результатом учебы в нечеловеческие сороковые стала серебряная медаль юноше, влюбленному в физику. Какие еще специалисты, как не ученые-физики могли привести к прорыву в научно-техническом прогрессе? Кто, как не физики обеспечили страну в середине атомного века таким изобилием открытий и изобретений? Поступить на физфак МГУ из-за высокого конкурса не удалось. И вот он - перст судьбы. Мимо списка зачисленных в главный вуз страны шел декан физмата Московского областного педагогического института имени Н.К. Крупской Василий Федорович Ноздрев. Обратил внимание на поникшие головы расстроенных юношей и спросил: - Сколько баллов не добрали? Услышав в ответ, какие результаты у абитуриента Бориса Кальянова, предложил зачисление на физмат педагогического. Так августовским днем 1950 года у паренька из крошечного города Унеча появились в один момент место учебы, научный руководитель и старший друг на всю оставшуюся жизнь. Учеба с первых же месяцев неразрывно сочеталась с научным поиском. Уже с третьего курса Борис Иванович начал публиковать результаты исследований, выступал на научных конференциях. Большинство физиков - либо экспериментаторы, либо теоретики. Борис Иванович был ученым-универсалом, и обе эти линии изучения материи были его стихиями. Результаты экспериментов неоднократно отмечались грамотами и призами. Кто, как не затворник физической лаборатории терпеливый Борис Кальянов мог претендовать на аспи¬рантское место у богатого на идеи В.Ф. Ноздрева? Занятия любимым делом не позволили даже одним глазком взглянуть на гуляния Московского фестиваля молодежи и студентов. Лишь праздничный шум с улиц столицы доносился в душное помещение, заставленное измерительной техникой. Не было возможности отойти от объектов исследований по несколько суток подряд. Здесь же, рядом с установками, принимали пищу, урывками забывались сном. Раскладушка была неотъемлемой частью научного полигона. В том же триумфальном для советской науки 1957-м смерть отняла у семьи любимую маму. Сердце сжимало болью от потери родного человека, подарившего жизнь. А из головы не уходили мысли о будущем десятилетнего брата Саши. Для него это была трагедия вселенского масштаба. Известный сегодня не только в нашей стране исполнитель в те дни полвека назад потерял от свалившегося горя жизненные ориентиры. Распределенный на работу преподавателем Тамбовского педагогического института, Борис Иванович вместе с подготовкой к приближающейся защите кандидатской диссертации ни на один день не забывал о душевном одиночестве юного братишки. А когда прошла успешная защита, утверждение и присуждение степени кандидата физико-математических наук, первостепенной задачей для себя он стал считать помощь талантливому брату. Таганрогский пединститут остро нуждался в специалистах с научной степенью. Борис Иванович прошёл конкурс, и в нашем городе стало больше ещё на одного человека, влюблённого в своё дело, жизнь и людей. Его содер-жательные, методически насыщенные лекции восхищали не только студентов, но и опытных преподавателей физики, математики и преподавателей-методистов. Семья Кальяновых. Именно с посещения лекции одержимого наукой коллеги у молодых людей родилась взаимная любовь. А вскоре образовалась крепкая счастливая семья. Такое это место, пробуждающее настоящие чувства у настоящих людей - наш пединститут. Было многодневное путешествие по Кавказу и его черноморскому побережью... Трудовые будни Бориса Ивановича проходили на кафедре физики, которая в 1968 году была разделена на две: теоретической и общей физики. Он возглавил первую. Нина Яковлевна после аналогичного разделения кафедры математики продолжила свою деятельность на кафедре математического анализа и методики математики. Решая проблемы развития факультета, института и своей растущей семьи, Борис Иванович и Нина Яковлевна не забывали о младшем брате Александре. Их разделяла не только без малого тысяча километров, но и значительная разница в возрасте. Объединяла братьев лёгкость в обращении с техникой. Лучше, чем радиотехнический институт, места совершенствования технических задатков, пожалуй, не найти. Борис Иванович готовил к экзамену по физике, Нина Яков¬левна - по математике. Сбылась семейная мечта. Самый младший из детей Ивана Ефимовича Кальянова получил высшее образование - диплом ТРТИ. И главное, как показало время, познал массу радиотехнических премудростей и тонкостей электроники. На заре эры электронной музыки Александр был в первых рядах её конструкторов. А госпожа удача подготовила ему встречу с «Песнярами» в Брянске. Путь Александра Ивановича туда начертало распределение. Музыканты прибыли из Минска на гастроли. И случилась поломка. Техника подвела, электронные потоки потерялись в замысловатых сплетениях полупроводниковых элементов. Работники местной филармонии подсказали музыкантам лучшего в стране ВИА, где найти Александра Кальянова, способного направить заблудшие токи в нужных направлениях. Так выпускник радиотехнического факультета ТРТИ вошёл в круги эстрадных знаменитостей и вскоре не только обеспечивал бесперебойную работу тонн электронной звуковой техники, но и стал пробовать себя в исполнении песен. Практически со дня переезда в наш гостеприимный город под обаяние Бориса Ивановича попали десятки его учеников. Среди них - В.И. Переверзев, Ю.В. Леонов. Под его руководством вёл эксперименты кандидат физико- математических наук Николай Фёдорович Ерохин. Ещё будучи младшекурсником, он ассистировал учителю в многоэтапных экспериментах по акустике. Поступил и окончил аспирантуру в Москве и несколько лет упорно шёл к защите своей эмпирической диссертации. Многочисленные пассажиры ночных поездов в конце семидесятых - начале восьмидесятых могли видеть с перрона Нового вокзала окно на третьем этаже физмата. Там порой сутки напролёт истязал жидкие среды для выявления их характеристик в различных условиях. Как праздник вспоминает Николай Фёдорович те полтора десятка лет общения с необыкновенным своим научным руководителем. А скорее всего - старшим другом. Запомнились его методические приёмы при обучении лабораторным измерениям, обработке результатов, анализу их достоверности. «Ведь сколько десятилетий прошло, далеко шагнула техника, а результаты тех измерений до сих пор в таблицах не претерпели уточняющих изменений», - вспоминает о научном прошлом физмата Николай Фёдорович. Потому, что измерительные процедуры имели высочайший уровень. Это включало и уровень требований к качеству измерительных приборов. Их лично получали на заводе измерительных приборов в Краснодаре и перевозили бережно, как новорожденных. Это и степень чистоты исследуемых жидкостей: воды, спирта. А умельцы увеличивать объём составляющей алкоголя были во все времена. Знал Борис Иванович и способы определить доморощенных «химиков»: разведать время прибытия цистерны и попасть на момент снятия пломб. Борис Иванович вёл у нас самый замысловатый раздел теоретической фи-зики - электродинамику и специальную теорию относительности. В десятках многоэтажных формул с интегралами и дифференциалами раскрывал глу-бину их физического смысла. Иллюстрации, практические применения наследия Максвелла, Эйнштейна, Фарадея объяснял с такой ясностью и доступ-ностью, что страшные для многих физико-математические трудности становились азбучными прописными истинами. Чуткий педагог, он опирался на то, что физику можно и нужно изучать без зубрёжки. Постижение её на основе знаний высшей математики и методов математической физики для третьекурсников - дело посильное. Борис Иванович знал все преимущества искателя знаний перед их накопителем. Он предложил эффективную методику изучения электродинамики и СТО, взятую нами на вооружение в своей многолетней работе: три коллоквиума и официально разрешённая шпаргалка на экзамен. В двенадцатилистовой ученической тетради можно было разместить на первых шести листах любой недостающий материал к ответу на оставшийся экзаменационный вопрос. После успешно сданных коллоквиумов этих двенадцати страниц хватило для всех подсказок, чтобы получить высокую оценку. Очень эффективный метод планомерного изучения большого объёма сложной информации и спокойного прохождения семестрового экзамена. Никто в тот июньский день 1978 года, когда в наших зачётках появились оценки с подписью Бориса Ивановича Кальянова, не мог подумать, что это его последняя летняя сессия. В тот год повышения солнечной активности в середине июля внезапно умерла второкурсница Лена Гордеева. Марк Ефимович Зельманзон на трибуне августовской конференции учителей города был настиг-нут смертельным инсультом. Четвёртого декабря физмат пережил ещё одно потрясение. Перестало биться сердце наставника многих учителей физики и математики города, настоящего коммуниста Бориса Ивановича Кальянова. За год до этого трагического события Нина Яковлевна окончила аспирантуру. Еще с начала семидесятых дальновидный Борис Иванович настоятельно рекомендовал любимой супруге поступить в аспирантуру, и в 1974 году, когда их старшему сыну Дмитрию исполнилось 9 лет, а младшему Алексею - 6, Нина Яковлевна приступила к исполнению мечты супруга - обучению в аспирантуре РГПИ. В 1977 году вернулась на обновленную кафедру, где заведующим был доцент Павел Григорьевич Балышкин, преподавали Михаил Артемьевич Ермолин, Зоя Васильевна Макарова, Яков Иосифович Груденов, Лариса Павловна Хлабыстова, декан факультета Александр Михайлович Середа, его заместитель Евгений Николаевич Калинский, Алла Петровна Полиенко, Николай Михайлович Пеньковский. Менялся мир, образ нашей страны, сменялись заведующие кафедрой математического анализа и методики преподавания математики: А.Н. Зубков, Я.И. Груденов, А.А. Илюхин… Молодел преподавательский состав, а Нина Яковлевна продолжала нести свою трудовую вахту, растолковывая все новым и новым поколениям физиков и математиков ТГПИ нелегкие разделы матанализа. Напряженный 1990-й год в пединституте ознаменовался открытием аспирантуры по двум специальностям: русский язык (научные руководители - доктора филологических наук, профессора Лилия Дмитриевна Чеснокова, Петр Вениаминович Чесноков, Галина Геннадьевна Инфантова); геометрия и топология (научный руководитель - доктор физико-математических наук, профессор Валентин Трофимович Фоменко). Проректор по научный работе В.Т. Фоменко предложил Нине Яковлевне возглавить отдел аспирантуры. Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию был подписан 11 июля 1990 года. От этого дня до 31 августа 2011 года ее значительная энергия была направлена на организацию работы институтской аспирантуры. Через три года после выхода ее на пенсию в связи с присоединением института к РГЭУ (РИНХ) произошла и реорганизация аспирантуры в отдел организации и сопровождения научной деятельности. Триста аспирантов стали выпускниками, и 175 из них защитили диссертации. У аспирантуры ТГПИ за без малого четверть века ее работы сложилась богатая история. В 1992 году в список, по которому готовили аспирантов, вошла «Методика преподавания музыкального воспитания» (научные руководители И.А. Знаменская, Е.П. Александров, Г.Д. Огарков). В 1995 году под руководством докторов педагогических наук, профессоров М.А. Молчановой и А.В. Федорова аспирантура приступила к подготовке по специальности «Общая педагогика»; под руководством доктора физико-математических наук, профессора А.А. Илюхина - «Теоретическая механика»; по специальности «Русская литература» научными руководителями были утверждены доктор филологических наук, профессор Г.И. Тамарли, доцент Л.Н. Малюкова, кандидат филологических наук, профессор М.Д. Бочаров. После защиты докторской диссертации по специальности «Логика» в июне 1995 года в ТГПИ продолжил работу В.В. Попов и была открыта аспирантура по специальности «Социальная философия». В 1996 году было получено разрешение на подготовку научно-педагогических и научных кадров по специальности «Применение вычислительной техники, математического моделирования и математических методов в научных исследованиях» под руководством доктора технических наук профессора Н.И. Витиска. В 1998 году после защиты докторской диссертации Я.Е. Ромм возглавил аспирантуру по специальности «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ». В марте 1998 года после прохождения лицензионной экспертизы открыта под руководством доктора исторических наук, профессора В.А. Селюнина аспирантура по специальности «Отечественная история». 18 декабря 1995 года ВАК утвердил в ТГПИ диссертационный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук по специальности «Русский язык». Председатель - профессор П.В. Чесноков, ученый секретарь - профессор кафедры русского языка В.В. Миргородская. В 1996 году в этом совете состоялась успешная защита первых пяти диссертаций, написанных плеядой выпускников ТГПИ: Голубевой Ириной Валериевной, с 2010 года назначенной ректором ТГПИ. В настоящее время Ирина Валерьевна - заместитель главы Администрации города Таганрога по социальным вопросам; Дебердеевой Еленой Евгеньевной, возглавившей в дальнейшем факультет иностранных языков. В настоящее время она - профессор кафедры английского языка; Нарушевичем Андреем Георгиевичем, Поповой Еленой Владимировной и Черкашиной Еленой Александровной. В 2002 году в этом совете защитил кандидатскую диссертацию Андрей Юрьевич Голобородько, впоследствии ставший доктором политических наук, директором Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет» (РИНХ), избранный депутатом Городской Думы VII созыва 8 сентября 2019 года по одномандатному избирательному округу № 25. В 2006 году еще одним успешно защитившимся в этом совете молодым ученым стал Фатеев Андрей Евгеньевич, который три месяца руководит нашим городом, а ранее снискал известность как авторитетный и успешный руководитель сферы образования Дона, работавший до назначения на должность Главы администрации Таганрога Министром общего и профессионального образования Ростовской области. По ходатайству руководства вуза ВАК РФ приказом от 22.04.1996 года был утвержден диссертационный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата по специальности «Общая педагогика». Председатель - профессор М.А. Молчанова, ученый секретарь - доцент А.К. Юров. В период его работы было защищено 46 диссертаций. Мы часто восхищаемся героинями романов и киноактрисами. А ведь рядом с нами та, которая сравнима, например, с Э. Быстрицкой, как по внешним характеристикам (красота, сила воли, доброта, смелость), так и по характеру ролей. Нина Яковлевна блестяща в роли матери. У неё двое взрослых сыновей: Дмитрий - инженер-механик, окончил Новороссийское высшее инженерное мор¬ское училище; Алексей - экономист, окончил МАИ. Они - надёжная опора. Женская душа и красота расцветают несмотря на годы, когда к ней возвращаются все те дары, которые она отдаёт людям. Тому наглядный пример - Нина Яковлевна Кальянова.
Доктор психологических наук Кибальченко Ирина Александровна Заслуженный учитель РФ Кибальченко Александр Яковлевич |
Электронная информационно-образовательная среда Подготовительные курсы
Мы в социальных сетях:
|
|
|