Таганрогский институт имени А.П. Чехова


    Расписание

расписание занятий для студентов и преподавателей
Реквизиты для оплаты обучения и стоимость обучения

общественная
приемная

 

контакты

Телефоны факультетов, кафедр и структурных подразделений ТИ имени А.П. Чехова

 

   

Новости  все

02 мая, 2024

XVI Международная научная конференция «Молодежные Чеховские чтения в Таганроге»

25 – 26 апреля 2024 года в Таганрогском институте имени А.П. Чехова состоялась XVI Международная научная конференция «Молодежные Чеховские чтения в Таганроге». Конференция была организована и проведена в рамках деятельности Научно-просветительского центра изучения русского языка и литературы имени А.П. Чехова («Чеховского центра»), действующего при кафедре русского языка и литературы факультета истории и филологии. Соорганизаторами конференции выступили Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева (г. Астана, Казахстан) и ГБУК РО «Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник».

Интерес к конференции растет с каждым годом. Стабильно высоким остается количество поданных для участия в ней заявок – в этом году в адрес оргкомитета поступило более 100 заявок. Постоянно расширяется география участников: возможность принять в конференции не только очное, но и заочное участие объединила молодых ученых из разных регионов России (г. Таганрога, г. Ростова-на-Дону, г. Санкт-Петербурга, Северной Осетии, Донецкой Народной Республики) и стран ближнего и дальнего зарубежья: Казахстана, Кыргызстана, Туркмении, Китая, Замбии, Кабо Верде, Ганы, Мозамбика и др.

Пленарное заседание, состоявшееся на площадке Литературного музея А.П. Чехова, открыла директор Таганрогского института имени А.П. Чехова канд. филос. наук, доцент С.А. Петрушенко. Светлана Анатольевна отметила значимость проводимой конференции и пожелала участникам плодотворных дискуссий и новых открытий. С приветственным словом к собравшимся обратились заместитель директора по научной работе и проектной деятельности Таганрогского института имени А.П. Чехова канд. ист. наук, доцент Волвенко А.А., заместитель директора по учебно-воспитательной работе и молодежной политике Таганрогского института имени А.П. Чехова, доцент кафедры русского языка и литературы И.Э. Голобородько, директор ГБУК РО «Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник» Е.В. Липовенко.  Гостей и участников конференции приветствовали ее организаторы: декан факультета истории и филологии канд. ист. наук, доцент В.А. Агеева, заведующий кафедрой русского языка и литературы канд. филол. наук, доцент Т.М. Субботина, заведующая отделом «Литературный музей А.П. Чехова» Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника, профессор кафедры русского языка и литературы, канд. филол. наук В.В. Кондратьева, руководитель Научно-просветительского центра изучения русского языка и литературы имени А.П. Чехова канд. филол. наук, доцент О.А. Яковлева.

Программа пленарного заседания традиционно отразила большой спектр «чеховской» исследовательской тематики. Отличительной особенностью докладов, прозвучавших на пленарном заседании в этом году, стало стремление исследовать творчество А.П. Чехова в широком литературном контексте – путем сопоставления сюжетов произведений и особенностей художественного изображения А.П. Чехова и Л.Н. Толстого (С.М. Фалчари, г. Санкт-Петербург), А.П. Чехова и И.Д. Василенко (Т.М. Субботина, г. Таганрог), А.П. Чехова и Л.Н. Андреева (Р.Ю. Винокуров, г. Ростов-на-Дону).

Чрезвычайно насыщенной была программа секционных заседаний, прошедших во второй день конференции на площадке факультета истории и филологии. В связи с расширением исследовательской проблематики, выносимой на обсуждение в рамках конференции, в этом году состоялась работа пяти секций:

1.     А.П. Чехов: личность и творчество.

2.     Язык прозы А.П. Чехова.

3.     Русская и мировая литература: образы, сюжеты, контексты.

4.     Изобразительно-выразительные возможности языка художественного произведения.

5.     Проблемы перевода отечественной литературы.

На заседаниях секции «А.П. Чехов: личность и творчество» были заслушаны доклады по разнообразной проблематике произведений великого русского писателя: средства создания страха в рассказах Чехова, женские образы и женские портреты в чеховской прозе, роль снов в произведениях, «толстовские» рассказы А.П. Чехова, мотив судьбы в чеховских рассказах, вечная тема любви и др. Особый интерес вызвали доклады, в которых были представлены разные подходы к анализу образов детей (К. Сарма, ТИ имени А.П. Чехова, и Чжан Хансун, Китай, ЮФУ), осмысление «пользы» человеческой жизни (В. Ватутина, Ростовский-на-Дону колледж связи и информатики), предметный мир чеховской прозы (В. Алексеева, ТИ имени А.П. Чехова). Присутствующие в очередной раз убедились в неисчерпаемости тем для исследования, которые дает повесть «Степь» (Е. Филатова, ЮФУ, Д. Картаева, ТИ имени А.П. Чехова).

Представленные доклады отличались актуальностью научных  подходов к осмыслению объекта и предмета исследования, содержательностью материалов, выверенной структурой, чёткими выводами. Докладчики обнаружили творческий подход к прочтению текстов чеховских произведений, умение работать с ними самостоятельно, продемонстрировав предметное владение технологией аналитического рассмотрения уровней, основ и способов функционирования художественного текста. Заслушанные доклады были интересны и в плане проявления личностной позиции их авторов.

Работа секции «Язык прозы А.П. Чехова» позволила по-новому прочитать страницы всем известных произведений великого писателя, несмотря на то, что творчество А.П. Чехова всесторонне изучено с точки зрения участия единиц разных уровней в воплощении авторского замысла. Так, студент Южного федерального университета Сюй Вейдун  рассмотрел  вопросительные предложения как средство осмысления мира ребенком в повести А.П. Чехова «Степь», студентка Ван Сяоянь  показала роль метафоры «пути сообщения» в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника». Большой интерес вызвали  доклады студентов ЮФУ: Беседина Артёма «Водная метафора и её смыслопорождающая функция в пьесе А.П. Чехова «Три сестры», Кожевниковой Елизаветы «Судьба Нины Заречной в метафорическом представлении», Манджиевой Полины «Особенности представления внутренней речи персонажей в повести А.П. Чехова «Три года», Сыромятниковой Екатерины «Динамика взаимоотношений персонажей в рассказе А.П. Чехова «Попрыгунья»: лингвистический аспект. Студенты, присутствующие на заседании, с интересом воспринимали выступления, задавали по темам вопросы, касающиеся видов внутренней речи, языковых приемов проявления динамики взаимоотношений. Слушатели не остались равнодушными и к другим докладам: задавали вопросы, свидетельствующие о понимании проблемы, высказывали пожелания, иногда звучали и критические оттенки.

Необходимо отметить широкий диапазон и значимость в современных условиях исследуемых проблем: вопросы коммуникации, метафоризации, интимизации, ономастики и др.

В заседании секции «Русская и мировая литература: образы, сюжеты, контексты, приняли участие студенты из ЮФУ, ТИ имени А.П. Чехова, а также Таганрогского колледжа ППО ИРТСУ ЮФУ. Разнообразная тематика докладов, – анализ произведений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского и Л.И. Андреева, А.Р. Беляева и А.А. Блока, В.С. Высоцкого и В.В. Набокова – вызвала интерес у аудитории. В обсуждении докладов рассматривались вопросы философии творчества, культурно-исторического развития, особенности поэтики отдельных произведений и творчества писателей. Молодые исследователи показали хорошее понимание особенностей развития литературы, навыки анализа художественных произведений, способность к обобщениям и видению перспективы филологического знания. Научный диалог получился содержательным и полезным для всех.

На заседании секции «Изобразительно-выразительные возможности языка художественного произведения» рассмотрение обозначенной проблемы проходило с точки зрения лексикологии (Е. Толстопятова, Т. Кнурева, Е. Евсеева, Е. Полякова, М. Писарева), фразеологии (П. Бондаренко), методики работы с художественным текстом  (А. Купцова, Т. Дмитрова, А. Айрапетян). Доклады и их  активное обсуждение, позволившее выступающим увидеть новые грани изучаемой ими проблемы, показали актуальность и перспективность высказанных научных и научно-методических  идей для дальнейшего  исследования и уже  сформировавшуюся  заинтересованность в нём   авторов  этих идей. 

Обратило на себя внимание широкое  использование студентами в своих докладах данных лично проведённых лингвистических экспериментов, а также результатов опыта, полученного во время прохождения ими педагогической практики в школе.

В работе секции «Проблемы перевода художественной литературы» приняли участие студенты Южного федерального университета и Таганрогского института имени А.П.  Чехова (факультета иностранных языков, факультета истории и филологии). Рассмотрение вопросов художественного перевода в докладах носило разносторонний характер: рассматривались грамматические (доклад Дарьи Голобородько), лексические (доклад Стефании Алябышевой), фразеологические (доклад Вероники Симаковой) аспекты перевода. Привлекли особое внимание слушателей выступления студентов из Китая, посвящённые проблемам перевода произведений Чехова на китайский язык.  Например, в докладе Чжоу Лухана   было интересно показано, как различие отношения к азартным играм в русской и китайской культурах отразилось в китайском переводе чеховского рассказа «Детвора», где изображаются дети, увлечённые игрой в лото. В целом прочитанные на секции доклады показывают, что мастерство художественного перевода должно опираться на филологическую науку в самом широком смысле этого понятия, включающем лингвистику, лингвокультурологию, литературоведение.

Все представленные на конференции доклады отличались тематической насыщенностью, осмыслением широкого круга проблем литературоведческого, методического, искусствоведческого характера, творческим подходом к исследованию. С докладами участников конференции можно будет познакомиться в сборнике статей, подготовленных по материалам конференции.


   

Виртуальная экскурсия по Таганрогскому институту имени А.П. Чехова

Электронная информационно-образовательная среда Подготовительные курсы


Мы в социальных сетях:

Мы в Telegram
СНО
Студенческий Совет
Профком обучающихся
СОЛ "Ивушка"
Профсоюз работников института
Волонтёрский отряд «БлагоТвори»
 
 
лучшие из лучшихвсе лучшие сразу
наша гордость — лучшие студенты